Подобрала три рассказа для урока литературы или внеклассного чтения. Рассказ "Старая черепаха" Нагибина и "Джарылгач" Житкова я брала на уроки в 5 и 6 классах. Получились уроки со смыслом.
"Багульник" Юрий Яковлев
На уроках он всегда зевал, а учительница думала, что это все от скуки. А еще Коста все время молчал. А таких не очень любят.
Однажды этот мальчик принёс в класс ветки и поставил в воду. Все подсмеивались над ним, включая и учительницу.
«Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки».
После этого случая учительница стала присматриваться к ученику.
Оказалось, что у Косты есть своя загадочная жизнь. Учительница решила проследить и все узнать. На ее глазах он стал меняться, как та ветка багульника.
О чем разговаривать в классе?
- О том, что иногда люди не такие, как о них привыкли думать.
- О добрых поступках и заботе. Почему это так поддерживает.
- О героях рассказа: молодой учительнице, самом мальчике.
- О смысле названия, о сравнении ученика с веткой багульника.
- Об отношении людей к животным. Это точно главный вопрос для обсуждения.
"Старая черепаха" Юрий Нагибин
Мальчик Вася не знал отказа никогда: у него было много разных животных и игрушек. В очередной раз он попросил у мамы купить двух черепашек, а мама впервые не купила.
«Хорошо, — сказал Вася с вызывающей покорностью. — Если так, давай отдадим Машку, она все равно очень старая».
План созрел быстро: старую черепаху Вася решил продать, а на деньги от продажи купить новых.
Этот рассказ рождает много вопросов для обсуждения в классе:
- Почему после слов мамы стало Васе тревожно? Она его не ругала и не кричала. А ему все равно было очень плохо перед сном.
«Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, будучи сказаны ко времени, вновь и вновь возникают в памяти и не дают тебе жить».
- Вновь разговор об ответственности за животных.
- Какие чувства испытывал Вася?
- Обсудить цитату «Не только мир существует для тебя, но и ты для мира».
- Как исправлять ошибки. Пример Васи.
"Джарылгач" Борис Житков
Многие дети слышали фразу: «Порвешь – лучше домой не возвращайся!». Все случилось именно из-за новых штанов. Мальчик их и порвал, и испачкал. А потом началось большое и опасное приключение.
Рассказ в стиле Бориса Житкова: море, приключения, опасности, нравственный выбор.
Интересно с учениками обсудить то, как сделан рассказ. Он состоит из маленьких глав с заголовками. Я печатала, разрезала, каждый ученик смог прочитать на уроке фрагмент. Обсуждали роль заголовков. В самом тексте очень много лексики на морскую тему. Здорово поработать со словарем.
Здесь три современных рассказа для урока:
Какой рассказ захотелось прочитать? Они все есть в свободном доступе в сети. А у вас есть любимые рассказы?
Сейчас я пишу больше в телеграм: