Современные тексты близки детям. И тем, что там упоминаются их проблемы, и тем, что сам язык рассказов понятен, такие тексты не надо читать со словарем. По своим ученикам замечаю, что им легче вступить в диалог в процессе обсуждения современных текстов. Из последнего мы долго говорили о таланте, что это такое, почему некоторые с удовольствием развивают свои таланты, какая роль родителей во всем этом. В тот день в классе высказаться хотел каждый.
Выбрала три рассказа для уроков внеклассного чтения из сборников издательства «Волчок».
«Трехлапый Ваня» Юрий Никитинский (сборник «Внутри что-то есть»)
Вечная тема «Животные и мы»
О чем рассказ?
Два друга катались на горке и заметили собаку. Ребята стали сразу же стали искать хозяина, пока им не подсказали, что у собаки с тремя ногами не факт, что есть владелец. У детей все очень просто: мальчишки решили, что родители с радостью разрешат взять пса домой. После разговоров стало понятно, что нет. Мама одного из мальчиков обещала разместить объявление в социальные сети.
Что можно обсудить?
Предлагаю несколько вопросов для обсуждения этого рассказа:
- А вы были в подобной ситуации? Спасали бездомное животное?
- А как женщина с маленькими собаками отнеслась к Джеку? (ударила, назвала инвалидом). Можно обсудить два варианта поведения на одну ситуацию. Интересно, что дети здесь ведут себя ответственнее, чем взрослые. Здесь же можно обсудить, а что есть "внутри" у мальчиков? Какими качествами они обладают?
- Почему родители не разрешили взять собаку мальчикам домой? А как у вас? Есть домашние животные или мечтаете?
- Мама одного из мальчиков обещала написать о собаке в социальные сети. Как вы думаете этот способ может помочь?
- Здорово прочитать рассказ до середины и предложить детям самим сочинить концовку. Послушать ответы детей, а потом дочитать.
- Хозяйка собаки рассказала, что друзья ее потеряли и не сказали ей об этом. А она была в командировке и думала, что с животным все в порядке. Как вы оцениваете такой поступок друзей?
- Почему Макар стал «белее снега» и все время молчал? Что чувствовали в этот момент оба друга? Почему?
- Почему родители принесли Макару щенка? Где они его взяли?
«Иван Иваныч из Африки» Наталья Ключкарева (сборник «Никому не рассказывай»)
Травля учителя
Что такое травля? Мы привыкли говорить о травле в детском коллективе. А в этом рассказе речь идёт о травле учителя. Секретных способов остановить травлю я не знаю. Знаю только, что нельзя это замалчивать. И точно важно читать и обсуждать такие тексты с детьми.
О чем рассказ?
Иван Иваныч не кричит на своих учеников, не наказывает. В ответ класс сам кричит так, что закладывает уши. Дети не только не выполняют задания учителя, они делают вид, что его не существует. В этом классе появилась новенькая, которая стала заниматься алгеброй.
- Как девочка описывает учителя? ("А за учительским столом сидел печальный седой человечек в шерстяной кофте»).
- Почему девочка пошла против «стаи»? Какие качества обычно есть у такого человека?
- Что чувствовал учитель, когда поведение учеников становилось невыносимым?
- Как говорили о преподавателе в учительской? (Набрался «пагубных демократических замашек»).
- Что в понимании других учителей является такими замашками? (Не повышать голос, не заставлять, не наказывать, не писать замечаний в дневник). Класс и другие учителя посчитали, что это слабость? А вам как кажется? Это слабость или уважение к людям?
- Какая учительница появилась вместо Ивана Иваныча?
- Что означает фраза «И вязаная кофта ему больше не нужна. Ведь он наконец-то согрелся».
7. Почему класс постарался скорее забыть Ивана Иваныча?
«Лужа» Юлия Кузнецова (сборник «Никому не рассказывай»)
О маленьких, но таких нужных поступках
О чем рассказ?
Коля по пути в музыкальную школу застрял в луже. Он никак не мог выбраться. Уже прошли все его знакомые. Он помощи не просил, а они и не спросили, почему он в луже стоит. А мимо проходил Сережа с девушкой. И он решил выручить Колю.
1. Что нужно для вам радости? А что нужно было Коле?
2. А в какие неловкие ситуации вы попадали?
3. Стеснялись ли вы когда-нибудь попросить помощи?
4. Что такое поступок?
5. Что можно сказать о словах подруги Сережи?
6. «Сумасшедший» ли Сережа?
7. Почему он пошёл в другую сторону от музыкальной школы?
Это лишь некоторые вопросы, которые можно задать. Когда вы прочитаете эти рассказы, я думаю, что вас появятся и свои акценты.
Вопросы к подписчикам: полезны ли статьи такого плана? Знаете ли вы об этих сборниках рассказов? Есть любимые рассказы?