Заметки по поводу прошедшей художественной-промышленной выставки-форума в Гостином дворе
Текст: Галина Мумрикова
Содержание изначального пресс-релиза, написанного к выставке организаторами, внушает уважение – так много участников, партнеров, представителей СМИ, событий, так все грандиозно. Но это на словах. А если «копнуть историю» и провести некоторые аналогии, то от грандиозности не остается почти ничего.
Посудите сами: для XV Всероссийской художественно-промышленной выставки, которая проходила в 1882 году на Ходынском поле, там было построено центральное здание из восьми трехнефных павильонов, а также еще 36 павильонов, огромный концертный зал, не считая многих других архитектурных сооружений. Тогда же впервые был открыт художественный салон, в котором посетители увидели работы Васнецова, Верещагина, Ге, Иванова, Крамского, Куинджи, Репина, Поленова и т.д. Выставка на Ходынке занимала 30 гектаров, а весь Гостиный двор – всего лишь 8.
Порой создавалось ощущение, что в малые квадратные метры устроители старались «уложить» целые культурные пласты реально уникальной России. Концепт выставки с ключевым словом «консолидация» несколько расходился с реальностью.
О дизайне стендов можно было только мечтать – тут все действовали кто во что горазд согласно купленным площадям. Временные перегородки, как и в прошлом году, стояли на каких-то деревянных чурбачках, чего невозможно увидеть на других выставочных площадках столицы и что создавало впечатление некой небрежности. Кстати, балаган – это, согласно словарю, временная постройка для различных надобностей, так что все логично: стендисты – художники и прикладники – общались, торговали, на маленькой сцене шли своим чередом форумы, концерты, а посетители ходили и дивились. Наверное, кто-то попал и на смену экспозиций, когда приходилось ходить между контейнерами, пытаясь разобраться, а что, собственно, происходит.
В целом же все происходило по принципу «междусобойчиков»: открытие, концертная программа, художники, семинары. Для грандиозного проекта площадка явно маловата, для многих дороговата. И – отсутствие высокопрофессионального менеджмента, если говорить тем же профессиональным языком.
Впрочем, не все так грустно. Выставка – это, в первую очередь, люди, творцы, авторы, создатели, которые все – без исключения – уникальны. С этим нельзя не согласиться.
Например, есть такая творческая мастерская (единственная в России!), где на коврах и шкурах главный художник Герман Шамаев создает подарочные арт-объекты, разработав как уникальную технику, так и авторский состав красок, которым не страшны ни солнце, ни влага.
Александр Квант предлагает шикарные подарочные издания из натуральной кожи.
Ирина Волкодаева – член многочисленных творческих союзов и объединений, а также победитель конкурсов, занимается реконструкцией исторического костюма на авторской фарфоровой скульптуре. Хотя сейчас многие увлекаются куклами, но куклы Ирины высокопрофессиональны и «научны», если можно так выразиться.
Невозможно было пройти мимо арт-объекта «Маленькая фортуна» художника Тимофея Застрожникова, который охотно всем все объяснял, что и зачем он тут изобразил и, обладая необычайным обаянием, сам светился, словно только что объявился из своего объекта и реально словил свою «фортуну» от окружающих.
Давно знаю семью Воронковых – Сашу и Ларису. А вот на сына Семена реально обратила внимание именно здесь. Сейчас профессиональный скульптор Семен Воронков, выпускник МГАХИ им. Сурикова, член молодёжной секции Подольского городского отделения «Союза художников России», работает с разными материалами. Здесь, на выставке», он показал «Ивана Царевича» (бронза, патина), около которого останавливались практически все. Можно сказать: добротно выполненная композиция на старую-престарую тему. Мы как-то больше привыкли к васнецовскому Ивану, который уже заполучил свою Елену Прекрасную и на сером волке убегает от погони. А тут интрига какая-то: заснул Ваня, и покуда спал, опутали и его, и коня ниточками. Что хочешь, то и думай. Старая сказка на новый лад? Вот зрители и задумывались, а оторваться от спящего Ивана, коня, клубочка было просто невозможно.
Как невозможно было пройти и мимо целой коллекции сибирских икон иконописца из Новосибирска Ларисы Ивановой. В резных и писаных иконах, которыми Лариса занимается почти двадцать лет, отражается ее особое мироощущение, благодатный настрой, а движущая сила ее творчества – только Любовь.
Скульптор Нина Кухтевич с 18 лет работала декоратором в Мариинском театре. В 1970-х, переехав в Москву, освоила (как художник, конечно), тонкости балета. И сумела воплотить их в суровой бронзе, хрупком стекле, а еще в графике, пастели, – одним словом, такой вот всеобъемлющий танцевальный «души исполненный полет». Вот уже более тридцати лет Нина Кухтевич – член секции скульптуры Московского союза художников и постоянный участник выставок и конкурсов.
Скорее всего, «Уникальная Россия» будет набирать обороты и, возможно, даже обрастет традициями. Если, конечно, погоня за деньгами не перевесит…
#выставки#искусство#гостиный двор# уникальная россия#скульптура#изобразительное искусство# декаративно-прикладное искусство