Найти в Дзене
Around Art

Выставка-ярмарка-форум-балаган – «Уникальная Россия» завершилась

Заметки по поводу прошедшей художественной-промышленной выставки-форума в Гостином дворе

Текст: Галина Мумрикова

Содержание изначального пресс-релиза, написанного к выставке организаторами, внушает уважение – так много участников, партнеров, представителей СМИ, событий, так все грандиозно. Но это на словах. А если «копнуть историю» и провести некоторые аналогии, то от грандиозности не остается почти ничего.

Один из персонажей уникальной России
Один из персонажей уникальной России
Афиша
Афиша
Художественного металла было предостаточно
Художественного металла было предостаточно
А ближе к атриуму - вот такой базар
А ближе к атриуму - вот такой базар

Посудите сами: для XV Всероссийской художественно-промышленной выставки, которая проходила в 1882 году на Ходынском поле, там было построено центральное здание из восьми трехнефных павильонов, а также еще 36 павильонов, огромный концертный зал, не считая многих других архитектурных сооружений. Тогда же впервые был открыт художественный салон, в котором посетители увидели работы Васнецова, Верещагина, Ге, Иванова, Крамского, Куинджи, Репина, Поленова и т.д. Выставка на Ходынке занимала 30 гектаров, а весь Гостиный двор – всего лишь 8.

Порой создавалось ощущение, что в малые квадратные метры устроители старались «уложить» целые культурные пласты реально уникальной России. Концепт выставки с ключевым словом «консолидация» несколько расходился с реальностью.

О дизайне стендов можно было только мечтать – тут все действовали кто во что горазд согласно купленным площадям. Временные перегородки, как и в прошлом году, стояли на каких-то деревянных чурбачках, чего невозможно увидеть на других выставочных площадках столицы и что создавало впечатление некой небрежности. Кстати, балаган – это, согласно словарю, временная постройка для различных надобностей, так что все логично: стендисты – художники и прикладники – общались, торговали, на маленькой сцене шли своим чередом форумы, концерты, а посетители ходили и дивились. Наверное, кто-то попал и на смену экспозиций, когда приходилось ходить между контейнерами, пытаясь разобраться, а что, собственно, происходит.

В целом же все происходило по принципу «междусобойчиков»: открытие, концертная программа, художники, семинары. Для грандиозного проекта площадка явно маловата, для многих дороговата. И – отсутствие высокопрофессионального менеджмента, если говорить тем же профессиональным языком.

Впрочем, не все так грустно. Выставка – это, в первую очередь, люди, творцы, авторы, создатели, которые все – без исключения – уникальны. С этим нельзя не согласиться.

Работы Германа Шамаева
Работы Германа Шамаева
Стенд Alex Kvant
Стенд Alex Kvant
Авторский куклы Ирины Волкодаевой
Авторский куклы Ирины Волкодаевой
Одна из кукол Ирины Волкодаевой
Одна из кукол Ирины Волкодаевой

Например, есть такая творческая мастерская (единственная в России!), где на коврах и шкурах главный художник Герман Шамаев создает подарочные арт-объекты, разработав как уникальную технику, так и авторский состав красок, которым не страшны ни солнце, ни влага.

Александр Квант предлагает шикарные подарочные издания из натуральной кожи.

Ирина Волкодаева – член многочисленных творческих союзов и объединений, а также победитель конкурсов, занимается реконструкцией исторического костюма на авторской фарфоровой скульптуре. Хотя сейчас многие увлекаются куклами, но куклы Ирины высокопрофессиональны и «научны», если можно так выразиться.

Тимофей Звстрожников у своей "Маленькой фортуны"
Тимофей Звстрожников у своей "Маленькой фортуны"
Фрагмент арт-объекта "Маленькая фортуна"
Фрагмент арт-объекта "Маленькая фортуна"

Невозможно было пройти мимо арт-объекта «Маленькая фортуна» художника Тимофея Застрожникова, который охотно всем все объяснял, что и зачем он тут изобразил и, обладая необычайным обаянием, сам светился, словно только что объявился из своего объекта и реально словил свою «фортуну» от окружающих.

Семен Воронков. "Иван Царевич" (бронза, патина)
Семен Воронков. "Иван Царевич" (бронза, патина)
Спящий Иван Царевич a la Семен Воронков
Спящий Иван Царевич a la Семен Воронков

Давно знаю семью Воронковых – Сашу и Ларису. А вот на сына Семена реально обратила внимание именно здесь. Сейчас профессиональный скульптор Семен Воронков, выпускник МГАХИ им. Сурикова, член молодёжной секции Подольского городского отделения «Союза художников России», работает с разными материалами. Здесь, на выставке», он показал «Ивана Царевича» (бронза, патина), около которого останавливались практически все. Можно сказать: добротно выполненная композиция на старую-престарую тему. Мы как-то больше привыкли к васнецовскому Ивану, который уже заполучил свою Елену Прекрасную и на сером волке убегает от погони. А тут интрига какая-то: заснул Ваня, и покуда спал, опутали и его, и коня ниточками. Что хочешь, то и думай. Старая сказка на новый лад? Вот зрители и задумывались, а оторваться от спящего Ивана, коня, клубочка было просто невозможно.

Иконописец Лариса Иванова на своем стенде
Иконописец Лариса Иванова на своем стенде
Лариса Иванова на стенде
Лариса Иванова на стенде

Как невозможно было пройти и мимо целой коллекции сибирских икон иконописца из Новосибирска Ларисы Ивановой. В резных и писаных иконах, которыми Лариса занимается почти двадцать лет, отражается ее особое мироощущение, благодатный настрой, а движущая сила ее творчества – только Любовь.

Работа  Нины Кухтевич
Работа Нины Кухтевич
Еще одна работа Нины Кухтевич
Еще одна работа Нины Кухтевич
Нина Кухтевич. Владимир Васильев в роли Спартака
Нина Кухтевич. Владимир Васильев в роли Спартака

Скульптор Нина Кухтевич с 18 лет работала декоратором в Мариинском театре. В 1970-х, переехав в Москву, освоила (как художник, конечно), тонкости балета. И сумела воплотить их в суровой бронзе, хрупком стекле, а еще в графике, пастели, – одним словом, такой вот всеобъемлющий танцевальный «души исполненный полет». Вот уже более тридцати лет Нина Кухтевич – член секции скульптуры Московского союза художников и постоянный участник выставок и конкурсов.

Скорее всего, «Уникальная Россия» будет набирать обороты и, возможно, даже обрастет традициями. Если, конечно, погоня за деньгами не перевесит…

#выставки#искусство#гостиный двор# уникальная россия#скульптура#изобразительное искусство# декаративно-прикладное искусство