Среди магических практик, доживших до наших дней, наиболее известной считается шаманизм. Современные шаманы не хуже своих предков общаются с миром духов, предсказывают будущие или лечат болезни. Из истории хорошо известно, что в Сибири и Забайкалье, оказавшись в критической жизненной ситуации жители всегда обращались за помощью именно к шаману. Считается, что самые сильные шаманы традиционно живут на байкальском острове Ольхон, на котором возвышается скала со странным именем – Шаманка. Местные жители утверждают, что это место священно даже для шаманов, которые верят, что в скале живет некий дух – хозяин озера, умеющий путешествовать между мирами. О том насколько справедливы эти слова можно судить по многочисленным легендам, которые как стая птиц, кружат над водами самого величественного озера мира.
Кроме современного названия - Шаманка, скала на окраине острова Ольхон имеет несколько других названий, каждое из которых, так или иначе, описывает мистическую особенность этого места. Скалу еще называют: мыс Пещерный, мыс Шаманский, Камень-храм или мыс Бурхан, что в переводе на русский означает «дом Бога». Шаман-скала также входит в перечень девяти святынь Азии и являясь визитной карточкой всего Байкала. Редкий фотоальбом или набор открыток обходится без изображения этого места, однако чем знаменита шаман-скала и главное, почему она так названа, знает далеко не каждый местный житель, не говоря уже о многочисленных туристах со всех уголков планеты. Главной и, наверное, единственной достопримечательностью скалы, сложенной кристаллическим известняком-мрамором, основательно заросшей лишайниками красноватого цвета является небольшая сквозная пещера у основания. Именно эта полость почитаемая шаманами всей Сибири и Забайкалья стала причиной многочисленных, одна удивительнее другой, легенд, витающих вокруг скалы. Когда-то в пещере совершались жертвоприношения хозяину острова и всего Байкала с труднопроизносимым для уха русского человека именем Хан Хутэ баабай. Известно еще около десятка имен этого существа, но они также для уха современного человека являются не более чем сочетанием удивительных и непонятных звуков. Когда в эти места пришел буддизм, скала получила новое имя – Бурхан – мыс, что в переводе означает «Бог» или «Будда», а в пещере новоявленные буддисты устроили алтарь Будды. Вскоре это место обрело такую популярность, что сюда, как мусульмане в Мекку в начале двадцатого века приезжали сотни лам из всех дацанов Забайкалья. Монголы же верили, что в пещере живет дух монгольского Бога, переселившегося на Байкал из Монголии в незапамятные времена.
Внешне Шаманка выглядит, как достаточно живописная скала высотой от тридцати до сорока двух метров. Легендарная пещера, по мнению современных геологов, образовалась естественным путем за счет выветривания и размыва изначально рыхлых известняковых пород. В длину она достигает всего двенадцати метров при ширине около четырех метров и высоте от одного до шести с половиной метров. Интересно отметить, что с западной стороны скалы, где есть выход из пещеры, присутствует красная порода камня, издалека напоминающая своей формой дракона. Кем же был загадочный и грозный хозяин острова Ольхон и всего Байкала, обитавший в пещере скалы Шаманки, которому приносили многочисленные жертвы, а умерших шаманов хоронили исключительно в роще неподалеку от скалы? Говорят, что местный краеведческий музей просто переполнен культовым предметами, найденными археологами на месте древнего кладбища шаманов вблизи скалы. Это место всегда вызывало у местных бурят такой суеверный ужас, что многочисленные исследователи этих мест с восемнадцатого по конец девятнадцатого века отмечали, что нигде больше буряты не приносят такое количество жертв и даров, как у скалы Шаманки. Известный российский геолог, палеонтолог и фантаст, автор легендарной «Плутонии» и «Земли Санникова» В.А. Обручев всерьез заинтересовавшись преданиями о скале Шаманке, также отмечал искрений суеверный страх ольхонских бурят к этой пещере. В своих дневниках он с удивлением писал, что мимо скалы запрещено проезжать на колесах, можно перемещаться только верхом или в санях запряженных лошадьми. Также бурятам запрещалось подходить к пещере, если в их роду недавно кто-то умер. Женщины и вовсе не могли подходить к мысу, на котором расположена скала ближе, чем на две версты. Объяснялся запрет достаточно просто. Оказывается, древние жители острова верили, что «нечистые» и «греховные» женщины могут осквернить это святое место. Другая версия, утверждает, что женщинам нельзя было бывать вблизи скалы из-за возможного ее негативного влияния на их организм, после которого они не могли бы иметь детей. Впрочем, здесь кроется противоречие, так как бездетные буряты мужского пола наоборот всегда приезжали к скале с просьбой даровать им наследников. Шаманская скала была популярным местом, на котором давали клятвы или отстаивали свою честь. Считалось, что ни один бурят не сможет солгать, находясь поблизости от чудесной скалы. По преданию в пещере шаманской скалы бывал даже сам Чингисхан.
Попытки археологов датировать дату начала поклонения повелителю озера показали просто фантастический результат. Впервые о шаманской пещере стало известно в 1879 году, после того, как в своих трудах ее описал известный ученый И.Д. Черский. Во время раскопок в начале двадцатого века в пещере обнаружили множество ритуальных предметов и монет семнадцатого-девятнадцатого веков, но сенсация произошла позже. Только в 1989 году, во время раскопок на перешейке, соединяющем мыс со скалой, ученые нашли предметы датированные эпохой неолита – с пятого по третье тысячелетие до нашей эры! Среди найденных предметов выделялись орудия труда древнего человека: топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы и золота. На стенках пещеры ученые разных лет отмечали многочисленные петроглифы, а также надписи на тибетском и монгольском языках датировать или перевести которые они так и не смогли. Впрочем, в шаманских преданиях есть достаточно подробная легенда описывающая, хозяина острова, когда-то действительно обитавшего в этой пещере. В легенде рассказывается о тринадцати северных нойонах, сыновьях божественных тэнгриев, которые в незапамятные времена спустились с небес, чтобы вершить над людьми свой справедливый суд. Старший, самый сильный и уважаемый из нойнов по имени Хан Хутэ-баабай выбрал себе в качестве «резиденции» пещеру на байкальском острове Ольхон. Древние предания утверждают, что Хан Хутэ-баабай остановился в этом месте не случайно, будто бы только здесь он обладал сразу тремя призрачными дворцами: на небе, на земле и в подземном мире. Обосновавшись в ставшей позднее легендарной пещере, Хан Хутэ-баабай объявил себя царем и покровителем всех шаманов северного толка. Уважение и почитание к нему было так велико, что местные жители проезжая мимо пещеры оборачивали копыта лошадей кожей, чтобы те свои цоканием не отвлекали старшего нойна от его важных дел.
Существуют и другие легенды, повествующие об обретении скалой своего удивительного имени. Одна из них связана с популярной среди местных бурятов сказкой, как оказалось единственной имеющей практическое подтверждение. Как утверждает древнее предание, когда-то люди считали, что скала-шаманка состоит целиком из серебра и золота. Не удивительно, что многие хотели взглянуть на это чудо, а некоторые возможно и отколоть себе немного драгоценного метала. Однако сделать это было крайне сложно, так как днем и ночью скалу зорко охраняла злая шаманка. Осерчали люди на строптивую колдунью и, собравшись толпой, решили изгнать ее с острова. Но, как только они приблизилась к скале, взмолилась шаманка небесам и завыла нечеловеческим голосом. В следующий миг все кто пришел к скале оглохли и в страхе бежали прочь. Когда стало темнеть, люди снова решили приблизиться к скале, но вновь воздела руки к небесам злая колдунья, призывая гром и молнии. Небо затянуло тучами, грянул гром, многих людей в страхе упавших на землю пожгло молнией, а иных ослепило. Отступили люди от страшной скалы, и призвали себе на помощь трех знатных охотников, чтобы те помогли им справиться со страшной ведьмой. Изготовили охотники крепкие стрелы, подтянули тугие луки, после чего решили поочередно вступить в бой со злой шаманкой. Первым к скале отправился охотник по имени Хоридой. Выстрелил он в шаманку, смотрит, попал! Подошел поближе, а шаманка стоит невредимая и стрелу в руках держит. «Не убить тебе меня»,- говорит, «так как ты лишь ради корысти против меня выступил, ступай назад». Вторым выпало идти Булагату. Он, как и его предшественник прицелился и выпустил стрелу прямо шаманке в голову. Стрела летела точно промеж бровей колдунье, и охотник решил, что победил. Однако, когда он подошел проверить так ли это. Невредимая шаманка вернула ему его стрелу с укором, что он лишь ради славы хотел убить ее, потому и не смог. Как положено в сказках развязка наступила, лишь тогда, когда на борьбу с колдуньей отправился третий охотник по имени Эхират. Едва увидев его, колдунья вновь вознесла молитвы небесам, чтобы на дерзкого охотника упали молнии и сожгли его, но тщетно. Видно высшие силы воспротивились злой воле и стрела, выпущенная из лука молодого охотника, пронзила шаманке грудь, но убить не смогла. В гневе вырвала шаманка из себя стрелу, разломала на части, в ярости швырнув обратно в охотника. Испугался юноша и упал в обморок, а когда очнулся, то увидел стоящую прямо над собой колдунью, которая со слезами на глазах заявила, что он первый кто смог поразить ее тело, поэтому она должна его покарать. Но Эхират, попав под чары шаманки, наоборот попросил ее стать ему женой и родить могучего богатыря. Он надеялся, что родив ребенка, она станет доброй и перестанет творить людям зло. Однако колдунья отказалась. Горестно взглянув на юношу, она ответила, что не может стать женой того, кто только что хотел ее убить. Произнеся эти слова, она исчезла. Правда, вскоре появилась вновь, чтобы, как и прежде вызывать гром и молниями убивать скот и людей. Однажды ее камлания увидел случайный охотник. Он, не задумываясь, вскинул лук и выстрелил. На этот раз стрела попала точно в сердце, и злая колдунья умерла. Тут же посветлело небо, а окружающая природа как бы очнулась от долгого сна. Золото и серебро, которые охраняла шаманка, были поделены между местными жителями, а чтобы колдунья не воскресла, над ее могилой поставили огромную скалу, на которой изобразили злую шаманку и оставили надпись о том, кто покоится под грудой камня. Красивая легенда, каких много можно услышать на бескрайних просторах Сибири и Забайкалья. От других ее отличает, лишь то, что она оказалась, подтверждена фактически. Известна, легенда стала после публикации ее подробного текста в «Правде Бурятии» в далеком 1968 году. Один из экземпляров этого номера газеты до сих пор хранится в музее Хужира, поселка расположенного неподалеку от скалы Шаманки. Интересно и то, что рядом с заметкой расположены вещи, той самой шаманки, найденные при раскопках неподалеку от скалы. На самой же скале когда-то действительно была изображена шаманка и оставлено несколько надписей на древнем языке. Сегодня не смотря на приход в эти места буддизма и православия, местные народы продолжают поклоняться сакральной скале, считая ее уникальным местом силы. Сюда до сих пор со всей России съезжаются шаманы для проведения своих обрядов, а весной с началом ледохода на Байкале, как утверждают местные жители, на Шаманке открываются ворота в иное измерение.
Дмитрий Соколов