Итак, у главного героя были разные люди, которых можно назвать его наставниками - брандмейстер Битти, соседка-школьница Кларисса, профессор Фабер и бродячие "живые книги" во главе с Грейнджером. Взгляды каждого из них имели свои сильные стороны и такие же сильные заблуждения. Брандмейстер Битти, с одной стороны, понял обратную сторону книг, и до поры до времени относился к главному герою по-отечески (а главному герою, как оказалось, не хватало нормальных человеческих отношений), но он защищает сложившийся порядок как "меньшее из зол" по сравнению с открывшейся через книги бездной, откуда выползут различные чудовища. Правда, потом он понимает, что такое представление о жизни - тоже тупик, а других вариантов он не знает, и поэтому не сопротивляется смертельной опасности.
Профессор Фабер. Во-первых, он объясняет, почему книги представляют ценность (и не только книги), во-вторых, рассказывает, как правильно распоряжаться книжной информацией. Но в то же время он, во-первых, не рассказывает об обратной стороне книг, и как ее избегать, а во-вторых, не имеет возможности использовать свои знания на практике.
"Живые книги", а вернее - книгопоклонники. Смысл своей жизни они находят в том, что когда-нибудь их заученные знания пригодятся тем, кто за ними пойдет (или, как минимум, не быть похожими на представителей существующего образа жизни с его пустотой и бездушием). Но если посмотреть на их образ жизни трезвым взглядом (а еще лучше - глазами человека, умеющего выживать в непростых условиях), то привлекательного в нем очень мало. Скитаются по полям и лесам с заученными какими ни попадя книжные знания, лишь бы постарше, а их авторы - познаменитее. Напоминают Фабера, только более радикальные (Фабер сидит дома, а они предпочли жизнь бродяг). При рассказе о них возникнет ряд вопросов. Чем они питаются (в книге упоминается бекон, но откуда он взялся, непонятно), как живут во время холодов, где берут одежду, как соблюдают гигиену, как, в конце концов, лечатся? Да им из-за всего этого будет просто не до книг... Опять же, как и Фабер, они не видят обратной стороны книжной информации, не понимают, что она может быть неактуальной, вредной, опасной.
А если бы никакого разрушения цивилизации при их жизни не произошло? Тогда они были бы обречены - постепенно вымерли от старости и болезней. А те, кто к ним поначалу присоединился, ушли, не выдержав такой жизни. Даже похоронить последних книгопоклонников будет особо некому...
А ведь они могли бы действовать по-другому - записаться в пожарники, брать на сутки по книге (это было разрешено), запомнить то, что возможно, а потом сдать книги. Никто ведь им мозг не сканировал, во всяком случае, до этого дело там не дошло.
Кларисса, 17-летняя соседка главного героя. Мягкий вариант "живых книг". Категорически не принимает общепринятый образ жизни, но предпочитает не бегство от него, а как бы параллельное существование. У ее образа жизни есть две стороны. Да, она человек думающий, любознательный, любуется природой. Также она не понаслышке (по своей семье) знает о другом, наполненном смыслом и теплотой, образе жизни. Но сколько это продлится? Рано или поздно этот образ жизни превратится в режим "осажденной крепости" со своими неприятными свойствами, например, паранойей, а она - в брюзгу (при всей справедливости ее критики окружающей жизни). Тоже не вариант...
Один из главных недостатков этого произведения в том, оно построено на контрасте. Либо мир без нормальных отношений и доступа к накопленным веками ценным сведениям, но с постоянной спешкой, культом ярких ощущений и обилием балластной информации - либо культ накопленных старых информационных продуктов, имеющий свои отрицательные последствия, о которых здесь уже упоминалось, но в романе ничего о них не говорится. Поэтому главные герои там однобоки, за исключением Гая, которого под влиянием "наставников" бросает из одной крайности
в другую.
Также есть другие вопросы. Почему при всей слабости школьного образования (во всяком случае, со слов Клариссы) инженерно-техническая мысль там развивается, а не пришла в упадок? Как они обходятся без технических и медицинских справочников? Или же они все-таки есть, но пользование ими находится под строжайшим контролем (скорее всего, так оно и есть)? Все ли люди "пусты" или часть из них представляют собой плотно закрытые "коконы"? Ответов не дается.
И еще один огромнейший недостаток - в романе нет цивилизации, образ жизни который можно было бы противопоставить официальному. Книгопоклонники, как уже говорилось - выбор ложный. Нужна такая цивилизация, в которой есть и техническое, и духовное развитие, удовлетворяются и материальные, и нематериальные потребности (без вреда для других в обоих случаях). Есть место и таким, как Кларисса, и любителям острых ощущений и развлечений. Где одинаково полезны и такие, как Битти, и такие, как Фабер, если они работают в связке (Фабер и ему подобные раскрывают богатство и пользу накопленной (в том числе в книгах) информации, Битти и ему подобные - предупреждают об опасностях или просто мусоре, которые можно там встретить, а все вместе ищут способы "и рыбку съесть, и косточками не подавиться").
Для главного героя было бы хорошо, если он встретит более адекватных людей и присоединится к ним (а, может, и уведет за собой наиболее благоразумных "живых книг".