Найти тему
Ольга В.

Артемий Лебедев знает, как спасти Россию и продолжает вдохновляться западными трендами в дизайне

Посмотрела интервью с Артемием Лебедевым на «Метаметрике». Уверенность, с которой светило дизайна рассуждает о спасении России и абсурдность этого метода поражают. И все это совмещается с относительной популярностью взглядов Лебедева среди "креативного" класса. Что ж, давайте разбираться, где абсурд и почему его так охотно съедают наши хипстеры.

Артемий Лебедев на Метаметрике, принтскрин
Артемий Лебедев на Метаметрике, принтскрин

Итак, в России у нас нет идеи, нет нормального символизма. Даже это наше Z – ну ничего не обозначает. Это символ, который используется в бoевых действиях, чтобы не стрелять по своим, чтобы любой, художественно не одаренный и не владеющий языками смог во-первых, нарисовать это на своем танке, и во-вторых, опознать другой танк с этой буквой и сообразить, что по нему палить нельзя.

Артемий, весьма правильно на мой взгляд, замечает, что раньше советские и имперские деньги были красивее, были насыщенны символизмом. На сталинских деньгах – рабочий за работой, символизирующий победу рабочего класса. А сегодня что? Города России. И что они обозначают? К чему взывают?

Лебедев говорит, что мы должны предлагать миру идею на будущее, а мы все цепляемся за свое героическое прошлое, презентуем на международных выставках фильмы про Великую Отечественную.

Не могу не отметить, что манера общения и подачи своих взглядов у Лебедева превосходная: говорит быстро, уверенно, красиво формулирует предложения и приправляет русским крепким словцом к месту. Это определенно подкупает. Однако в этой его способности нет ничего удивительного. Он происходит из интеллигентной семьи, получил хорошее образование, давно является медиа персоной и знает как себя подать в публичном пространстве и что от него ожидают люди.

А теперь про основное заблуждение. Никаких идей и символов мы сейчас Западу предложить не можем. Мы 30 лет были его колонией, и они еще помнят, что когда-то мы были СССР, который как раз пугал своим могуществом. Невозможно предлагать идеи из такой позиции, когда тебя воспринимают взбунтовавшимся рабом. Спартак не предлагал идеи рабовладельцам, он обращался к гладиаторам. Для Африки, например, Россия – большая надежда. Там учат русский язык, а СССР воспринимают как страну – освободитель. Русские для них – это те ребята, которые могут надавать их угнетателям, жестоко уничтожавшим их народы, убивавшим их детей и пытавшим их население ради наживы и безделья на протяжении веков. И многие страны Африки сейчас за нас и без всяких символов. А Западу наши идеи и наше видение будущего не нужны, это они – сад, а мы для них – джунгли, которые нужно приструнить.

Потом про наше героическое прошлое, на котором мы помешались. Сейчас идет серьезная информационная война за это самое прошлое, которое Запад пытается переписать и стереть. А действие рождает противодействие.

Что касается узких вопросов, то Артемий Лебедев точно и красиво, часто метафорично высказывает суть проблемы, и поэтому у него будут сторонники даже в тех вещах, о которых он не имеет представления. Вот например что в Америке русские – «если ты мужчина – ты бандит, если женщина, то – пр……а». Увы и ах, но «рэднек из Алабамы» так и мыслит. Только вот это не из-за того, что мы тут достойные символы придумать не можем или идею будущего предложить. За символами должна стоять армия и сильная экономика. Сегодня Китай те же Штаты воспринимают совсем не так, как европейский человек воспринимал Китай в начале ХХ века. Китайцев откровенно считали людьми второго сорта, и еще до Гитлера в Европе откровенно говорили, что их надо бы сократить. А теперь Китай – держава, и все свои язычки попрятали кое-куда, смотрят с опаской.

Потом про дизайн. Лебедев, без сомнения, отличный дизайнер, но работает он по западным трендам, он не изобрел ничего своего.

Палочки для суши от студии Лебедева, лет 15-17 назад подарили.
Палочки для суши от студии Лебедева, лет 15-17 назад подарили.

Характерный минимализм и лаконичность в промышленном дизайне уже в 80х гг. прошлого века преподавали в американских вузах, а его популяризаторами-практиками были - Виктор Папанек (американец польского происхождения, работал в 1950-60х гг.), преподаватель MIT Маеда, в 1970х оформилось целое направление Design for Value (ценностно ориентированный дизайн), отличающийся лаконичностью и функциональностью. Также в конце 1970х команда Apple начинает работать над первым Macintosh с минималистичным дизайном.

Первый Макинтош 1984 г. выпуска.
Первый Макинтош 1984 г. выпуска.

Дизайн Лебедева полностью в этой парадигме – минимализм, лаконичность, функциональность. Только в США это все было очерчено и представлено уже 40 лет назад. Артемий Лебедев учился в США, и, наверное еще тогда обратил внимание на их продвинутый дизайн и наш, «совковый». Вывез идею и поставил ее на русские рельсы. Молодец, но не герой. А ведет себя как герой, и это отталкивает.