Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет никакого дела, - сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным.
Это фраза Виктора Папанека, американского дизайнера, чья деятельность пришлась в основном на 60-е годы прошлого столетия.
Его называли «дизайнером мусорного бочка» и фантазером, а основоположник IKEA Ингвар Кампрад вдохновлялся его идеями при создании своей сети.
Папанек работал промышленным дизайнером (дизайн предметов обихода и приборов, мебели и детских площадок), преподавателем вуза, написал книгу «Дизайн для реального мира» и выступал с лекциями.
Его раздражало, что работа дизайнера состоит в том, чтобы «продать очередной сексуальный тостер», втюхать какие-нибудь очередные светоотражатели на машине или унитаз в стиле барокко с позолотой.
Он считал, что промышленный дизайн должен помогать людям, облегчать их жизнь, решать проблемы бедных людей.
Он спроектировал радио в консервной банке, доступное по цене даже для бедных мексиканцев, а также портативный проигрыватель из картона, безопасные детские площадки из остатков промышленного производства, стул для секретарей, от которого не болит спина. Что касается последнего – в 60е годы никто и не думал обращать внимание на такую мелочь, как здоровье какой-то бабы, принимающей звонки. Главное, чтобы стул по дизайну согласовывался с интерьером компании.
Вот лишь некоторые из дизайнерских решений Папанека:
Несмотря на то, что идеи Виктора Папанека легли в основание направления Design for Value (ценностно ориентированный дизайн), они никогда не были популярными.
Рынку нужно другое, ему нужно продавать, а не решать проблемы. А на «продажи» было нацелено творчество другого видного дизайнера – Стива Джобса, но это уже совсем другая история.