Выдержки из книги Мэн-да Бэй-лу "Полное описание монголо-татар". В книге публикуется текст и перевод записок сунского (китайского) посла Чжао Хуна, посетившего в 1221 году ставку монгольского главнокомандующего в Яньцзине (современный Пекин).
Земли на которых впервые возвысились татары, расположены к Северо-Западу от Киданей. Племена происходят из особого рода ша-то. Их имеются три рода: черные, белые и дикие.
Так называемые белые татары несколько более тонкой наружности, вежливы и почитают родителей. Когда умирают отец или мать, то они ножом изрезают себе лицо и плачут.
Что касается их государства, то временно государственными делами ведает дочь татарского владетеля Чингиса принцесса Би-цзи.
Татары в большинстве случаев не очень высоки ростом. Нет также полных и толстых. Лица у них широкие, глаза без верхних ресниц. Борода весьма редкая.
Что касается татарского предводителя Темооджина, то он высокого величественного роста с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. Чингис является сыном прежнего пай-цзи-тоу Цзе-лоу.
Нынешний император родился в году цзя-сюй (14.2.1154– 3.2.1155).
Чингис в малолетстве был захвачен в плен цзиньцами, обращен в рабство и только спустя 10 лет бежал. Поэтому он знает все дела государства Цзинь. Этот человек почитает Небо и Землю. Темооджин – детское имя.
В Семье императора Чингиса всего было четыре брата. Чингис – старший. Первые младший брат давно погиб. Второй зовется Бэлгуутэноян. Третий зовется Тэмоогэотджин. Возглавляемые им войска в большинстве собственные. Он искусен в сражениях имеет заслуги.
У Чингиса много шесть сыновей и 7 дочерей.
Среди тех, кто оказал помощь пр основании государства, есть их тай-ши и го-ван Мо-хэй-лэ. Это его детское имя.
Мэн-гу (монголы) некогда переменили период правления на Тянь-Син[1] и их владетель назвал себя родоначальником династии и первым просвещенным августейшим императором. Я, Хун, часто расспрашивал их об их прошлом и узнал, что монголы уже давно истреблены и исчезли[2].
Еще татары восхищаются монголами как воинственным народом и поэтому обозначают название династии как великое монгольское государство. Я Хун лично замечал, как их временно замещающий императора го-ван Мо-Хоу каждый раз сам называл себя «мы, татары».
В документах, применяемых ими самими в сношениях с другими государствами во всех случаях употребляется уйгурская письменность. Но в последние два года в сношениях с государством Цзинь у татар употребляется китайская письменность.
Всякий раз при наступлении на большие города они сперва нападают на малые города, захватывают население и используют его на осадных работах. Люди набирают травы, дров, земли , камней и заваливают тем что принесли крепостные рвы. При этом татары не щадят даже десятки тысяч человек.
Всякий раз, когда татары выступают в поход, каждый человек имеет несколько лошадей и едет на них поочередно. Для утоления голода и жажды они пьют только кобылье молоко или режут овец. Обычно молока одной кобылы достаточно для насыщения трех человек.
Татары презирают дряхлость и любят силу. В их обычае нет взаимных драк и ссор. В день первый луны они непременно поклоняются Небу.
В ставке Чингиса водружается большое совершенно белое знамя. Кроме этого нет никаких других бунчуков и хоругвей. Император восседает в кресле северных варваров, украшенным головами драконов, обложенными золотом.
У Го-вана водружают только одно белое знамя с девятью хвостиками. Посредине знамени имеется черное изображение луны. Когда выступают с войсками, то разворачивают это знамя. У Го-вана только один барабан. Бьют в него перед сражением.
Послы проходят через парадную дверь с трезубцами. Правители лично преклоняют колени перед послом.
При гадании о счастье и несчастье, наступлении и отступлении, резне и походе, берут баранью лопатку, разламывают ее в огне железным молотком и смотрят трещины, чтобы решить важное дело.
Татары находят радость в питье и пиршестве. Всякий раз когда они пьют вино, совершают возлияние. В их обычае больше всего чтить Небо и Землю. Когда они слышат гром, то пугаются и не смеют отправляться в поход. «Небо зовет» говорят они.
Все жены вождей имеют еще шапку гу-гу. Эта шапка сплетается из проволоки и похожа на бамбуковую жену и высотой выше трех чи. Её украшают темно-коричневыми узорчатыми вышивками или жемчугом и золотом. Сверху на ней имеется еще вертикально торчащая палочка. Её украшают темно-коричневым сукном.
У женщин еще бывает халат с большими рукавами, широки и длинный, волочится полами по земле.
У татар не запрещено мужчинам и женщинам сидеть смешенно и тем более друг друга уговаривать и угощать вином.
Всякий раз, когда татары видят, что чужеземный гость напившись шумит, нарушает этикет, либо его рвет или он уснул они бывают очень довольны и говорят: «Раз гость напился, значит он с нами душа в душу».
[1] Небо разума, идеальные Небеса- метафизический термин применяемый к абсолюту.
[2] Существовало какое-то государство «У» к Северо-Востоку от Чжурчженей. В при Тан его называли племенем Мэн-У, Цзинцы называли его Мэн-Гу