Найти тему
Субъективный путеводитель

Бютейдях. Что открылось нам в старейшей деревянной церкви Якутии?

По правобережью Якутии течёт тихая речка Суола с вполне среднеазиатским расходом воды менее 1м³/с, впадающая в одну из ленских проток чуть ниже Бестяха.

В её излучинах и наша цель цель - старинное село Бютейдях (600 жителей) в 120 километрах по трассе "Амга" и просёлкам от Якутска (вернее, якутской переправы через Лену).

-2

Мегино-Кангаласский улус потому и имеет двойное название, что в 1930 году по итогам народного схода в Павловске был образован из двух других улусов - Восточно-Кангаласского и Мегинского.

Кангалассы - крупнейшее из нескольких десятков якутских племён, в дорусские времена стремившееся сплотить остальной народ под своей властью. В основном его вотчина - левый берег, долины Эркээни и Туймаада, в которой стоит Якутск. Было это племя достаточно сильно, чтобы иметь не заморские так хоть заречные колонии, в первую очередь на Буотаме и Лютенге, богатых железной рудой.

Хангаласский район к югу от Якутска расположен на двух берегах, но часть заречных наслегов в 1930 году решила объединиться с жившим чуть дальше от берега племенем мегинцев, не то чтобы очень большим, но от жизни на Аянском и Охотском трактах - богатым и развитым. И Бютейдях - исторический центр Мегинщины:

-3

Дореволюционная Якутия была полна деревянных церквей почти как Русский Север. Деревянными были соборы уездных Вилюйска, Олёкминска или Среднеколымска, несколько церквей Якутска и заброшенные храмы на месте полярных острогов.

Но Спасо-Зашиверскую церковь с Индигирки (1700) в 1971 увезли в музей в Новосибирск, а уникальная из-за своей треугольной апсиды и общего "корабельного" плана Алазейская церковь в урочище Шатоб была уничтожена в 1981 лесным пожаром. Храмы Якутска пошли на дрова в 1922 году во время осады красного города белыми, множество других церквей просто разрушили "воинствующие атеисты".

И теперь старейший деревянный храм Саха-Сирэ - Мегинская Богородская церковь (1820-23):

-4

Суровая в своей угловатой лаконичности, она сохранилась почти целиком, лишь утратила на южной стене деревянную лоджию.

-5

Во дворе православного храма - целый лес сэргэ, якутских ритуальных коновязей:

-6

Никакого синкретизма - они ставились как стелы по случаю знаменательных дат во дворе не храма, но музея:

-7

До 1967 года, когда его основал местный учитель Михаил Капитонов, и эта церковь имела все шансы не уцелеть. Первые полвека после Октября её занимали то склад, то спортзал, а в войну - приют для голодающих: слышал от местных, что доски в её основании были сняты тогда на гробы.

-8

За храмом - несколько надгробий, проработанностью барельефов на камне заставляющих вспомнить даже не русские кладбища, а некрополи Армении. Здесь лежат богатейшие из мегинцев - династия купцов Поповых, в нескольких поколениях прославившаяся благотворительностью для земляков.

Константин Алексеевич Попов 45 лет руководил Алтанским наслегом, 11 лет был тойоном всего Мегинского улуса, а на старости лет воздвиг этот храм Рождества Богородицы и умер год спустя после его освящения.

-9

Капитонов же, сложись судьба совсем чуть-чуть иначе, мог бы и сам встретить нас... но в 2020 году его забрал Царь-вирус. Нам же стоит благодарить Александра Брызгалова из администрации улуса и Александра Эверстова из музея в Майе, которые сообщили о нас Константину Константиновичу Родионову, теперешнему хранителю Мегинской церкви.

Вот только в Бютейдяхе нет сети, точное время приезда мы не могли определить заранее, а потому первым делом наш водитель Николай Егорыч оставил нас и пошёл в администрацию за явкой. Минут 40 мы бродили вокруг по тишине и зною, понимая, что сами бы не нашли никакого смотрителя просто потому, что тут и спросить-то было бы не у кого.

Наконец, Егорыч вернулся не один: рослый жилистый Константиныч, похожий на образцового такого средневекового крестьянина из голливудского кино, нёс связку тяжёлых ключей.

-10

Мегинская церковь удивляет своей многофункциональностью - её грузный сруб с парой печей на двух этажах скрывает даже не пару, а тройку заведений. Нижний ярус занимает сельский клуб полузаброшенного вида (кадр выше), а на втором ярусе по-прежнему обитает музей, посвящённый в первую очередь православию в Мегино-Кангаласском улусе.

-11

Через стену от музея - собственно храм, новый иконостас в котором сделали для своего Учителя выпускники местной школы Валерий Дмитриев и Павел Слепцов:

-12

Под потолком странно смотрятся забавные советские лампы, при виде которых так и слышишь хруст вафель из Яшкино:

-13

Но главное - тут сохранились удивительные для сельской глухомани фрески, написанные в начале ХХ века мастером Иннокентием Сивцевым - Мытыйыкы. Выходец из бедняков, выросший сиротой, он преуспел в самых разных искусствах от чеканки по металлу до архитектурных проектов церквей, но в первую очередь прославился как художник.

Писать иконы Мытыйыкы пытался с 15 лет, а в 1896 году, когда было ему 26, получил благословение на это от Иркутского епископа - редчайший, если не единственный, случай среди инородцев! Что не мешало Иннокентию Иванычу писать портреты советских вождей в 1920-е годы.

-14

И это явно лучшие церковные росписи Якутии, если не единственные уцелевшие с дореволюционных времён:

-15

Ну а сама Мегинская Богородская церковь - по всему пунктам образец хоть и российского, но не русского, а именно якутского национального деревянного зодчества. Четвёртая её часть - колокольня, построенная в 1875 году. Как я понимаю - из бруса, а не брёвен, но обратите внимание, сколько филигранно подогнаны и те, и другие.

-16

Выше - какой-то, кажется, музейный артефакт:

-17

И вот мы вчетвером на просторной скрипучей площадке:

-18

Поодаль видна местная территория для Ысыаха:

-19

Кварталы села впечатляют обилием хотонов - традиционных якутских хлевов. Снаружи, надо сказать, они почти не отличаются от балаганов - традиционных якутских жилищ, а традиционно и пристраивались к ним с севера.

-20

Под самой колокольней - крепко сбитый амбар:

-21

Основанная в 1893 году церковно-приходская школа не сохранилась, но зато в нынешнем Бютейдяхе действует физико-математическая сельская (!) школа, известная на всю Якутию.

-22

Что удивительно, это не церковь строилась в селе, а село разрослось вокруг церкви: Константин Попов выбрал для храма урочище Толоон на примерно равном удалении от самых людных мегинских наслегов.

Хотя место обжито давно - вот скажем листовидный Сэндэлинский меч времён Гомера (ныне в музее посёлка Майа) был найден в 1986 году именно под Бютейдяхом.

-23

Слева машина - здание администрации, в которое отправился Егорыч на поиски смотрителя церкви.

-24

Мы же тем временем побродили вокруг и полазали по заброшенным домикам:

-25

И как думаете, что могла найти в них моя спутница, известный театральный критик?!

-26

Покидаем село:

-27

Посетил я всё это благодаря тому, что ещё в Якутске нам дали УАЗ-"Патриот" с шофёром Николаем Егоровичем. За эти материалы стоит сказать "махтал!" проекту "Живое наследие", депутату Госдумы РФ Сардане Авксентьевой, администрациям Республики Саха и отдельных её улусов.