В разговоре старожилов на Алтае и просто людей старшего возраста можно услышать выражения из серии: "Да он же ясачный! Хороший человек." И приезжие не всегда понимают, кто такие эти ясачные, и почему принадлежность к этой категории сразу же делает человека хорошим.
Однако для алтайцев принадлежность русского к ясачным значит действительно много. Фактически она делает русского равным коренным жителям Алтая...
Испокон веку на Алтае жили алтайцы. Это разные племена, каждое из которых проживало на определенной территории. У них даже могли немного отличаться языки, но у всех было одно сходство: все они жили на Алтае испокон веку, с незапамятных времен.
Русские пришли на Алтай только во второй половине 17 века. Стали строить там остроги и крепости, чтобы как-то контролировать новые территории. Но казаков за своих алтайцы не принимали и относились к ним как к незваным гостям.
И примерно в то же время на Алтай приходят староверы, гонимые с европейской части страны церковными реформами Никона...
Сначала старообрядцы селились тайно, чтобы про них не узнали власти. Потом стали образовывать целые старообрядческие поселения, а в конце 18 века Екатерина II освободила старообрядцев от государственного преследования. Теперь они приравнивались в правах если не к русским, то по крайней мере к коренным жителям Алтая, и должны были платить в казну естественный налог пушниной – ясак.
Таким образом, русские старообрядцы и коренные жители Алтая в конце 18 века обладали одними и теми же правами и обязанностями, а потому вторые относились к первым с уважением. Они признавали их право на жизнь на Алтае точно так же, как признавали свое право на эту землю.
Поэтому сейчас, если кто-то в разговоре говорит, что "он из ясачных", это значит, что род этого человека живет на Алтае уже несколько веков со времен никоновских реформ. Таким людям на Алтае особый почет и уважение.