Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Полгода Максфилд Пэрриш писал на доске картину "Рассвет", закончив ее перед самым Рождеством. В 1923 году, ровно сто лет назад, картина была показана публике и имела такой успех, что уже через пару лет копий с нее было почти столько же, сколько с картин Ван Гога и Сезанна. Все хотели иметь ее у себя дома. Это самая воспроизводимая картина в истории американской живописи.
Чем же она так завораживает? Конечно, своей красотой. И ощущением покоя, гармонии, неги, которая исходит от нее. Художник изобразил идиллическую выдуманную страну Аркадию, где, как считалось, живут счастливые безмятежные люди.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Прямо на земле, между двух колонн, расслабленно лежит девушка, а над ней склонилась обнаженная девочка. Хотя эти персонажи выглядят просто как оживляющий элемент пейзажа, Пэрриш изобразил не абстрактные образы, а конкретных людей. Ему позировали 11-летняя дочь Джейн и 18-летняя девушка Китти Брайен Оуэн (в замужестве Китти Спенс). Их Пэрриш писал неоднократно, в частности, Джейн позировала ему годом раньше для картины "Мэри, Мэри, совсем наоборот", а Китти — для картины "Утро" в том же 1922 году, когда писался "Рассвет", и для других его работ.
Судьба обеих девочек сложилась очень удачно. Джейн унаследовала художественный талант отца, у него же получила и первые уроки мастерства. Потом она стала художницей-пейзажисткой, обрела известность.
Что касается Китти, то она была родом из известной семьи политиков и сама пошла по этой стезе. Кстати, ее мать стала первой американской женщиной-послом. Рузвельт направил ее в Данию в этом качестве. Китти же в 1929 году, в 25 лет, стала депутатом Конгресса США от Демократической партии. Позже она занимала разные руководящие должности, активно работала в сфере защиты природы и также боролась за права индейцев, за что племя мохоков сделало ее своим почетным членом.
Будучи красавицей и обаятельной личностью, Китти кружила головы мужчинам и была замужем 4 раза. Два раза развелась, два раза стала вдовой.
Надо заметить, что на картине "Рассвет" поначалу планировалось присутствие еще одной девушки, которая сидела бы у колонны. Однако потом Пэрриш отказался от этой мысли. Для этой третьей девушки позировала постоянная модель и любовница художника Сьюзен Левин. Она поступила няней в семью Пэрриша в 16 лет. С того момента он написал с нее множество картин и иллюстраций. Раньше эту обязанность выполняла жена, но Сьюзен полностью вытеснила ее из этой роли, как, впрочем, и из сердца Пэрриша. Художник переселился в свою студию, где жил вместе с Сьюзен.
Хотя они прожили вместе до 1953 года, оба утверждали, что их отношения исключительно платонические. Вряд ли это была правда. Пара рассталась, когда умерла жена Пэрриша, а он отказался жениться на Сьюзен. Она ушла от него и вышла замуж за другого. Ей было 70 лет.
Фигуру лежащей девушки в "Рассвете" Пэрриш написал со своей любимой модели, но лицо — с Китти. И кстати, он никого не мучил позированиями. Поставив модели в нужную для картины позицию, он их фотографировал и потом писал картину, глядя на эти снимки.
Читайте еще на моем канале:
Как искусство показывало поэтесс в разные эпохи
Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении