Найти тему

Почему в искусстве XIX века любили изображатьТорквадо Тассо в заточении

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Торквадо Тассо - известный поэт Эпохи Возрождения, жил в 1544−1595 годах и, как видим, покинул сей мир всего в возрасте 51 года. Эти полвека, отпущенные ему судьбой, вместили в себя множество событий, притом поэт на своей шкуре испытал поговорку "от сумы и тюрьмы не отрекайся", и я б еще добавила - и от сумасшедшего дома.

При этом начало поэтической карьеры Тассо было блестящим, он стал придворным поэтом Альфонсо д’Эсте, герцога Феррарского.

Флёри-Франсуа Ришар. "Монтень посещает Тассо", 1822.
Флёри-Франсуа Ришар. "Монтень посещает Тассо", 1822.

Об отношениях Торквадо Тассо и сестры герцога - Леоноры д’Эсте, я писала отдельную статью. Эта тема была излюбленной у художников XIX века, они посвятили ей множество картин. Но тема заточения поэта вызывала у них не меньший интерес. Почему? Вероятно, дело в драматичности ситуации, когда человек, блиставший в высших кругах общества, вдруг оказывается на самом его дне, лишенный свободы, да к тому же заклейменный как умалишенный.

На картине Флёри-Франсуа Ришара мы видим Тассо, сидящего за бумагами в заключении, и в этот момент его посетил великий философ Мишель Монтень.

Луи Галле. "Тассо в темнице", 1853
Луи Галле. "Тассо в темнице", 1853

Так что же случилось, почему блистательный автор «Освобождённого Иерусалима» оказался в столь плачевном месте? Все дело в его знаменитом произведении. Торквадо Тассо шлифовал его, как алмаз, доводя до совершенства каждую строку, и не выносил никаких замечаний. Критик Сперони упрекал его поэму за нарушение правил поэтики, установленных Аристотелем. Ревнивые католики требовали исключить из поэмы любовные сцены, как неприличные. Были и другие критики.

На этом фоне Тассо решил опубликовать «Освобождённый Иерусалим» в Тоскане, то есть в вотчине Медичи, ненавидимых его патроном д’Эсте. Узнав об этом, герцог д’Эсте был взбешен и велел выкрасть рукопись поэмы, что и было проделано.

Хосе Мария Родригес де Лосада. "Торквато Тассо в сумасшедшем доме Феррары", 1860.
Хосе Мария Родригес де Лосада. "Торквато Тассо в сумасшедшем доме Феррары", 1860.

Исчезновение лелеемой рукописи как раз теперь тем, как отдать ее в печать, взломанный сундучок с бумагами буквально свели Торквадо Тассо с ума. У него началась мания преследования, он везде видел заговоры против себя. Надломившаяся психика вообразила, что рукопись украл сам дьявол. Поэту мерещились трубные звуки, призывавшие к Страшному суду. В общем, его состояние действительно было ненормальным. Он донимал главного инквизитора Болоньи беседами, в которых рассказывал обо всем этом.

Как-то он подрался на улице и получил палкой по голове, что усугубило его состояние. Тассо начал уже бросаться на людей с кинжалом. Посаженный под стражу, он сумел бежать, переодевшись в чужое платье.

Эжен Делакруа. "Тассо в больнице святой Анны", 1839.
Эжен Делакруа. "Тассо в больнице святой Анны", 1839.

Он прибыл к сестре Корнелии, но боялся даже ее и выдавал себя за другого. Про себя же сказал, что он умер. Тем не менее, через год он вернулся в Феррари, где начал вести себя весьма экзальтированно - обвинял придворных в разврате и ереси, угрожал им. Результатом стало помещение в сумасшедший дом. Пока Тассо находился там, были без его разрешения опубликованы некоторые части его поэмы. Поклонники поэта не уставали просить короля отпустить его на свободу. Но их просьба была услышана только через семь лет.

Монтень оставил воспоминания о своем посещении Торквадо Тассо в заточении. Впечатления у него были самые тягостные: Тассо никого уже не узнавал и ничего не помнил. К счастью, выйдя потом на свободу, он вернулся в нормальное состояние, но, увы, талант был утерян. Позднейшие правки, которые он вносил в свою поэму, только ухудшили ее.

Тассо умер буквально за несколько дней до церемонии его увенчания лавровым венком на Капитолийском холме как великого поэта.

В начале XIX века в Европе набирал силу романтизм. На этом фоне образ Торквадо Тассо стал очень модным. Его идеализировали как поэта-рыцаря, страдальца, гения, против которого ополчилась власть. Поэтому так много картин, посвященных драматическим событиям его жизни, именно в XIX веке.

Почитайте еще на моем канале:

Таинственное исчезновение сундука Мольера со всеми его рукописями

Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью

В блоге мужа:

Золотая шляпа - пожалуй, самый таинственный экспонат берлинского Нового музея