Найти в Дзене
Цитадель адеквата

О мамонтах мгновенной заморозки и глобальном потеплении

Последний ледниковый период не только событие в геологической истории планеты, но и важная часть современной культуры. Об мамонтах и их эпохе весело снимать мультфильмы и придумывать альтернативные теории, объясняющие гибель волосатых слонов смещением оси планеты, «ударом кометы», волной, наморозившей вечную мерзлоту, — то есть, как угодно, лишь бы антинаучным способом.

-2

Но последнее время ледниковый период стал упоминаться и в другом контексте. Как альтернатива глобальному потеплению.

Суть проблемы в том, что ледниковые периоды наступают по астрономическим часам — при неблагоприятном соотношении наклона оси, удалённости Земли от солнца в период лета в северном полушарии и солнечной активности. И часы эти, в принципе, пробили. Межледниковье заканчивается.

Заканчивается, — если брать среднюю температуру по больнице за последние десятки миллионов лет, — и углекислота. Несмотря на плановое увеличение светимости Солнца, на Земле с каждым миллионом лет становится холоднее. Естественные источники не справляются с восполнением потерь парниковых газов.

...А значит, если новый ледниковый период наступит, дело возвращением моды на меховые шапки не ограничится. Прошлый раз ледник прошёл до широты Киева. В следующий раз всё должно быть намного жёстче.

Следует ли их этого, что наблюдающееся глобальное потепление, — техногенное или нет, — благо?

Нет. Потепление и ледник — из разных сказок. Ледниковая катастрофа грозит северному полушарию в перспективе 5-10 тысяч лет (по самым алармистким прогнозам). То есть, вообще не грозит. Если человечество к тому моменту ещё будет существовать, регулирование климата давно перестанет казаться проблемой.

С другой стороны, последствия глобального потепления грозят воспоследовать в перспективе десятилетий. Соответственно, за это время их нужно успеть оценить и — если потребуется — предотвратить, разработав технологии регуляции климата.