Найти в Дзене
Кофе с Кандинским

Как в Сибири снежный городок брали...

Очередной выпуск рубрики "разбор картины". Василий Суриков, уроженец Красноярска, неоднократно возвращался в родные места, которые помогали ему пережить и радости, и горести. Так и родилась знаменитая картина.

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891. Государственный Русский музей.
Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891. Государственный Русский музей.

Для начала разберемся, что за снежный городок и зачем его брать. Взятие снежного городка – веселая и залихватская игра, в нее играли сибирские казаки, в том числе и предки художника. К моменту создания картины, то есть в конце XIX века, эта старинная забава была почти забыта, ее сменили новое время и новые игры.

В нее играли как правило на масленицу. Из снега и льда строился городок, состоящий из стен и ворот, на которые ставили разные фигурки тоже из снега – на картине вы может видеть одну из них, падающую под натиском всадника. Играли две команды: защитники на своих двоих и нападающие на конях. Во время «осады» защищающие снежный городок должны были напугать всадника и его коня – с помощью снежков, воплей, веток и всего, что попадалось под руку. Кто разрушил-таки городок, тот и победил. Игра была опасной (надо думать пеший против всадника) и участники часто ломали конечности, поэтому ее периодически запрещали.

-2

Василий Суриков давно грезил о большой картине на тему, связанную с родной Сибирью, но все никак руки не доходили. По сути, к созданию этой задорной залихватской картины привело несчастье. В 1888 году скончалась любимая жена художника, Елизавета Августовна. Смерть ее Суриков переживал крайне тяжело, был надломлен и очень страдал. Отдушину искал в родных местах и вместе с дочерьми вновь поехал в Красноярск.

Художникам для создания картины нужны модель. По просьбе Сурикова в селе Ладейки специально устроили взятие снежного городка – это стоило не много не мало три ведра водки! Кстати, в качестве натурщиков, как это часто бывало и ранее, художник использовал близких и друзей. «Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи», – говорил художник.

Подготовка заняла значительное время, Суриков создал множество набросков и эскизов. Есть любопытные свидетельства современников: «По приезде в Красноярск долго сидел у меня. Было много переговорено. На столе лежали карандаш и бумага, Суриков в разговоре взял карандаш и нарисовал казака; того казака, который разбивает кулаком снежное укрепление. Причем начал рисовать коня с левой ноздри и закончил казаком», - из воспоминаний М.А. Рутченко.

-5

Особенно интересно вглядеться в морду коня: по сумасшедшему выражению его глаз можно понять, какой шум и гам стоит вокруг. В некоторых книгах можно встретить упоминание «подобия улыбки лошади» и «удовольствия от игры» – хоть убейте, я тут ничего подобного не вижу. Конь явно в шоке.

Сурикову не сразу далось изображение коня: что было хорошо в рисунке не всегда удавалось в живописи. Чтобы помочь художнику его брат Александр (кстати его можно видеть на картине справа, стоящим в санях) с приятелем несколько раз выстраивали заново снежный городок и казак на лошади вновь и вновь его рушил. И только один раз удалось наблюдать лошадь, которая шла грудью, разбрасывая снег именно так, как это виделось живописцу.

-6

Композиционно картина состоит из трех частей: центральной и своеобразных кулис ее обрамляющих. По сторонам – глядящие во все глаза зрители, по центру главный момент состязания, когда всадник разрушает городок из снега. Суриков буквально останавливает мгновение: мужчина на коне летит по воздуху. Переднюю часть картины как и в «Утре стрелецкой казни» художник оставил свободной, чтобы показать живописные комья плотного снега.

Все участники действа выстроены практически в одну линию, как во фризах – выделяется только победитель, возвысившийся над толпой и реально, и фигурально. Кстати, художник намеренно «состарил» костюмы некоторых играющих, чтобы придать картине более «исторический» вид.

-7

За фигурой Александра Сурикова можно заметить расписную дугу саней, ради которой Суриков объехал все базары города Красноярска. Наконец, ему понравилась одна дуга, украшенная резьбой. Пока художник искал клочок бумаги, чтобы зарисовать ее, крестьяне рассказывали ему о местных дуговых мастерах, которые столь живописно расписывали дуги лаконичным и вместе с тем очень выразительным орнаментом. Вот так одна маленькая деталь в большой картине – а сколько ей внимания!

Как и в «Утре стрелецкой казни» Суриков увлекается устройством саней: как любовно выписаны занесенные снегом полозья слева и справа.

Картина писалась несколько месяцев, сначала дома в Красноярске, потом в Москве в мастерской. Среди современников она вызвала большой интерес, поскольку в корне отличалась от прежних исторических и вполне драматических полотен, вроде «Боярыни Морозовой» и «Утра стрелецкой казни» (по ссылке можете почитать мой разбор этой картины). Отзывов было много положительных, но и отрицательных тоже было достаточно. Картина в итоге была выкуплена Владимиром фон Мекком за внушительную сумму в 10 тысяч рублей.

О другой картине Сурикова - "Утро стрелецкой казни" - можно почитать вот здесь.

P.S. Если у вас есть любимая картина и вы хотите узнать о ней побольше, пишите в комментариях – я всё учту)