Влад Жуков
Защитник московского "Динамо" Роберто Фернандес рассказал в интервью РИА Новости Спорт, почему восхищается форвардом "Спартака" Квинси Промесом, зачем хочет сыграть с "бело-голубыми" против "Челси", спокойно ли ему в московском такси по ночам и что пьют в родном Парагвае.
- Как вы после прошлогодней травмы? Уже полностью залечили?
- Да, сейчас ничего не беспокоит. Чувствую себя на сто процентов, полностью готов к возобновлению сезона.
- Вы полгода назад перешли в "Динамо". Удалось адаптироваться к российскому футболу?
- Мне кажется, да. Считаю, что уже нахожусь на правильном пути. Мы с ребятами хорошо друг друга понимаем.
- Российский футбол – какой он для вас? Есть мнение, что больше ориентирован на физическую борьбу, контакт, оборону.
- Ну, если сравнивать с Парагваем, то в России футбол намного интенсивнее. Силовой и атлетический, конечно. Когда играешь в такой манере, многому учишься. Это полезный опыт, на мой взгляд.
- Чему конкретно учитесь?
- Быть быстрее – и физически, и умственно. Соображать быстрее, принимать решения. Быть готовым к борьбе, это тоже очень важно.
- До перехода в российскую лигу слышали о наших командах? Ну, там, "Динамо", "Спартак", "Зенит", ЦСКА.
- Конечно! Я же интересовался футболом, следил за международными турнирами. Раньше российские клубы принимали участие в Лиге чемпионов, Лиге Европы. Смотрел матчи. Конечно, следили за "Динамо", "Краснодаром", ЦСКА. Да почти за всеми.
- Сейчас, поиграв какое-то время в России, какие команды для себя выделяете? Может, против каких-то интереснее играть?
- Знаете, так скажу – в России много интересных команд. Есть крутые дерби – с тем же "Спартаком", с ЦСКА. Но вот для меня лично самым сложным соперником был "Ростов". А особенно если против них играть на выезде – это вообще дико сложно.
- Интересный выбор. Почему?
- У них очень мощные стандартные положения, они прекрасно используют шансы. Очень трудно против них защищаться.
- А какие-нибудь отдельные игроки в России тебя удивляют?
- Двое из "Спартака". Их "девятка" (Соболев) и Квинси Промес.
"Российские клубы должны быть в еврокубках"
- Что думаете о нынешней ситуации с баном российских клубов? Влияет ли на вашу мотивацию, что сейчас нет еврокубков?
- Конечно, еврокубки чрезвычайно важны, не буду скрывать. Я очень надеюсь, что российские клубы будут в дальнейшем в них участвовать, считаю, что так должно быть, но лично для меня вопрос мотивации из-за этого не стоит. Думаю, для других ребят тоже.
- Если представить, что вас услышали и российские команды прямо сейчас допускают к еврокубкам, против какой команды хотели бы сыграть?
- Для меня лично было мечтой играть против "Челси". Плевать где – Лига Европы, чемпионов, отборочный, плей-офф. Только "Челси"! Ну, безусловно, сперва в сердце "Динамо", а потом "Челси" (смеется).
- Болеете за них?
- О да, прямо с детства!
- Персонально за кого там болели? Наверное, Джон Терри как коллега по амплуа был на первом месте?
- Конечно, Терри. Но и Лэмпард, Эссьен. Многие мне там нравились.
- С Терри, может, вы могли бы даже в России сыграть. Слышали историю, что он мог перейти в "Спартак"?
- Да, видел однажды его фотографию на каком-то сайте русскоязычном. Я по-русски не понимаю, но речь, вероятно, как раз шла о переходе. Это было бы прикольно, конечно.
- Многие игроки, приезжающие в Россию, рассматривают наш чемпионат как трамплин в Европу. Вы как на этот счет? Рассчитываете за счет успешной игры в России попасть в топ-чемпионат?
- Ну, конечно, для меня всегда было мечтой играть в топовых лигах. Но сейчас я приехал в Россию, чтобы играть здесь долгое время. Для меня это огромный шаг вперед. И да, вы говорите "трамплин в Европу". Но для меня Россия – тоже Европа.
Это хороший опыт. Но когда-нибудь… Сейчас я особо не думаю о будущем, но в мечтах хотелось бы в дальнейшем попробовать себя в самых топовых лигах.
- В идеале – в "Челси"?
- О, ну разумеется! (смеется).
- И сыграть там с Арсеном Захаряном, наверное.
- Это было бы просто замечательно. Слышал новости, что "Челси" им активно интересуется.
- Вы пересекаетесь с ним каждый день на тренировках, прекрасно знаете, как он играет. Как считаете, у него есть шансы заиграть в "Челси"?
- С Арсеном в прекрасных отношениях, он замечательный человек и игрок супер-уровня. На мой взгляд, он может играть в любом топ-клубе, в том числе и в "Челси". Я желаю ему только самого лучшего и хочу, чтобы он заиграл в гранде. Чтобы он именно играл, а не просто сидел на скамейке запасных. Уверен и знаю, что Арсен к этому готов.
"Все были в шоке, узнав о поездке в России"
- Расскажите немного о доме. Что это за страна – Парагвай?
- В Латинской Америке Парагвай очень известен, у нас очень богатая история. Были и хорошие моменты, и не очень. Слышали, наверное, что у нас была кровопролитная война с соседями.
А так, мы многое почерпнули от наших предков. До прихода испанцев основу населения составляли коренные жители – гуарани, но потом, конечно, все перемешались. Для путешественников Парагвай – очень привлекательный регион, у нас много пляжей, туристических мест. Я горд, что родился в этой стране, очень люблю.
- Назовете каких-нибудь три факта, наиболее точно характеризующих твою страну?
- Есть у нас такой чай – терере называется. Он похож на мате, который аргентинцы пьют, но рецептура немного другая. Это чисто парагвайская тема, хотя в нем, по сути, травы да вода. В Латинской Америке про этот чай все знают.
Еще важный факт – у нас все прекрасно с электричеством. Для латиноамериканских стран это достижение. По своему региону мы точно лучшие, да и в мире, думаю, в топ входим.
И третий – снова про войну вспомню. На нас тогда напали Бразилия, Аргентина и Уругвай. Причина банальная - за территории воевали. Кровопролитная война… И еще были определенные столкновения с Боливией. Все это оставило на нас серьезный отпечаток. Но сейчас, к большому счастью, все хорошо.
- При разговорах о Латинской Америке на ум сам по себе приходит стереотип про всепоглощающие фавелы. В Парагвае с ними как дела обстоят?
- Есть, конечно, у нас бедные кварталы. Но все не настолько плохо, как в той же Бразилии. Там-то в них вообще нельзя соваться, если жизнь дорога.
- В Парагвае относительно безопасно? Можно, скажем, спокойно ночью на улицу выйти?
- Не, лучше ночью не гулять (смеется). В Латинской Америке ночью опасно вообще везде, во всех странах. Воры, убийцы, насильники – все это есть, никуда не деться, к сожалению. Если с той же Бразилией сравнивать, возможно, в Парагвае чуть безопаснее, но не намного.
- Как вы попали в футбол?
- Родился и вырос в футбольном районе. Это, знаете, место такое, где все постоянно играют. Везде причем – на пляжах, на улицах, на площадках. Я с малых лет возился с мячом, лет в 6-7 уже попал в футбольную школу. В 14 лет переехал в Асунсьон, в 18 уже был в первой команде "Гуарани". До перехода в "Динамо" только в ней и играл.
- Как ваша родня отреагировала на переход в "Динамо"?
- Когда сказал родителям и супруге, что уезжаю в Россию, первой реакцией было удивление. Все в шоке. А потом начали спрашивать: "А ты не боишься? Это далеко, другой конец Земли, абсолютно иная культура". Я сказал, что очень хочу попробовать, мне это интересно. И они в итоге отнеслись с пониманием.
- Супруга осталась дома, в Парагвае?
- Нет, переехала почти сразу же, через неделю. И сейчас она тоже в Москве.
- И как вам Москва?
- Вы знаете, когда загуглил, что это вообще за город, был под впечатлением. А потом приехал – и оказалось, что в жизни все еще лучше! Удивительный город, я таких никогда раньше не видел.
- Что больше всего поразило в Москве? Скажем, на контрасте с Асунсьоном.
- Прежде всего, что в России, в частности в Москве, спокойно. Безопасно передвигаться в любое время суток, хоть ночью. Такси можно пользоваться, не опасаясь, что тебя куда-нибудь увезут, ограбят или еще чего похуже. Парагвай хоть и на контрасте с Бразилией безопаснее выглядит, но убийства, грабежи сплошь и рядом. А тут так приятно. Я очень удивился.
- Перед тем, как ехать в Россию, были ли в голове какие-нибудь стереотипы? Готовились к встрече с медведями с балалайками?
- Медведи? Конечно, в Парагвае так говорили. Да и я так думал, если честно. Хотя вот сколько в России уже, но сам медведей на улицах пока не видел. А если реально, бывает у вас такое?
- А вы приезжайте в Сибирь – увидите.
- Серьезно? Я еще слышал про вашу гитару, кстати (речь о балалайке - прим.ред.).
- А что насчет русского холода? Обычно латиноамериканских футболистов он пугает.
- Ну, это главная вещь, которую вспоминают при разговоре о России. Конечно, про русские холода был наслышан.
- И как вам? В реальности оказалось так же холодно, как по рассказам?
- Ну да, холодно… Хотя, знаете, мне нравятся холода. Я привык, мне уже в удовольствие даже.
"Йоканович совсем не строгий"
- Вы поздоровались на русском. Еще какие-то слова успел выучить?
- Право, лево, доброе утро, добрый вечер. Мало успел выучить. В основном, приветствия и базовые вещи для коммуникации на поле.
- С партнерами как общаетесь?
- Я стараюсь каждый день понемногу учиться. Слушаю их и пытаюсь запоминать слова и на русском, и на английском. Немногу получается.
- Про стереотипы мы поняли. А что еще говорят в Парагвае о России? В целом, как о стране.
- Наверное, сейчас про политику много говорят. Но я туда вообще не лезу, не интересуюсь этим всем даже. Мне ближе футбол, а про него в Парагвае говорят только хорошее – что в России классно играют, лига сильная. Ну и про холод говорят, конечно же (смеется).
- Кто у вас любимый центральный защитник?
- Назову трех – Терри, Серхио Рамос и Карлес Пуйоль.
- Они, кстати, по стилю игры довольно разноплановые. Чем они вас привлекают?
- Я для себя важным качеством выделяю первый пас. Да, для защитников важно играть в обороне, но атака же, по сути, с нас начинается. Если среди этих трех выбрать одного, то я за Серхио Рамоса.
- Как вам чемпионат мира?
- Я смотрел все матчи и, конечно, удивился вылету Бразилии. Для меня они фаворитами были, а Аргентина, думал, вообще из группы не выйдет. Но рад, что чемпионом стала латиноамериканская команда, это очень значимо. Главное – не европейская (смеется).
- Многие говорят, что этот чемпионат мира – лучший в истории. Согласны?
- Нет. Для меня лучший был в 2010 году.
- Почему?
- Потому что Парагвай до четвертьфинала дошел (смеется)! Испанию мы обыграли.
- А на этом чемпионате за кого болели?
- За Бразилию, но Аргентине тоже симпатизировал.
- Согласны, что Месси теперь лучший футболист в истории?
- Соглашусь, в настоящий момент он лучший. Не знаю, лучший ли в истории, но в своем поколении – однозначно.
- Вы сказали, что Захарян может заиграть в топ-клубе. Кто еще из "Динамо", на ваш взгляд, способен на это?
- Мне кажется, у нас много таких молодых ребят с огромным талантом. Наверное, выделю Тюкавина, Гладышева, Кутицкого, из иностранцев – Маричаль. За ними будущее.
- Славиша Йоканович – какой он? Мне со стороны показалось, что довольно строгий.
- Кто, Мистер? Да не, он не строгий. Мы с ним хорошо общаемся, он тоже говорит по-испански. Всегда на позитиве, шутит много. Это обманчивое впечатление, что суровый. Возможно, на каких-то официальных мероприятиях серьезен, но на поле он работает с позитивом.
- "Динамо" идет на четвертом месте. Какие у вас задачи на остаток сезона?
- Настраиваемся на самые высокие места. Через тренировки, через работу делаем все, чтобы подняться как можно выше в чемпионате. Но и о Кубке России нельзя забывать. Мы дошли до четвертьфинала, пойдут игры на вылет. У нас там есть все шансы.
- И взять реванш у "Спартака" за прошлогоднее поражение?
- Это важно, но вообще победа в Кубке России более значима. Нам очень хотелось бы выиграть этот титул, для клуба, для его истории.
- В чемпионате цель – попасть в тройку?
- Да. Хотелось бы быть чемпионом, конечно, но если оценивать трезво – "Зенит" ушел далеко. Поэтому на данный момент хорошим результатом будет попадание в топ-3.