Найти тему
Балканы и краски

Ателье сербской иконописи: лазурность проплазмы

Оглавление

Закончился первый месяц моего обучения в сербском иконописном ателье. Вообще курс рассчитан на один год (145 часов очной практики и 24 из них уже прошло). Весь месяц мы работали с одними и теми же копиями и весь следующий будем продолжать учиться на них. Причем, это каждый раз буквально один и тот же лист бумаги:

  • в первые дни на него наносится копия карандашом
  • в следующие она обводится темперой и акрилом для отработки изменения толщины линий
  • в следующие на лики и руки наносится основной тон кожи в 4-6 слоев
  • затем на этот тон будут наслаиваться следующие, в том числе и цвета одежд

Лист все это выдерживает с трудом, потому как краски требуют большого количества воды, а бумага обычная принтерная, но таковы издержки.

Иоанн Креститель, учебная работа в темпере (7 занятие)
Иоанн Креститель, учебная работа в темпере (7 занятие)

Про работу с ликами

Любопытно, что при работе с иконой возникают совсем другие чувства, чем при работе с живописью. И дело даже не в том веришь ты в Бога или нет: среди нас есть мужчина, художник, который вообще не верующий и даже не крещеный, а иконы хочет научиться писать просто для сохранения традиции и для перенятия некоторых мотивов в свои обычные работы (он пишет маслом). Конечно, его иконы при таких условиях иконами на самом деле никогда не станут и с точки зрения церкви будут считаться картинами – их никто не освятит, но при желании и это можно изменить. Можно верить в святость изображенных людей, можно не верить, тем более что и внутри церквей в разные времена отношение к иконам разнилось, и даже это не так важно. Другие же чувства вызывает скорее осознание того факта, что перед тобой стилизованный портрет человека, который действительно жил и ходил под этим небом, причем возможно с тех пор прошло уже две тысячи лет, а человек этот делал что-то выдающееся. Что-то, благодаря чему люди не только канонизировали его, но и пронесли имя через века – ведь на самом деле существуют тысячи святых, о которых едва ли помнят хотя бы историки. Занятно и то, что, строго говоря, среди святых есть очень разные люди и многие из них не вели какой-то особый благочестивый образ жизни, не были монахами или священниками, не отличались подвигами милосердия, а многие и вовсе были заядлыми грешниками. Последние часто канонизировались потому, что несмотря на всё остались до последнего верны своей идее и ради нее были готовы даже мучительно погибнуть. Есть, конечно, и весьма спорные истории канонизации (в том числе и подвергаемые сомнению церковниками), но о таких святых обычно довольно быстро забывалось, либо почитаются они в основном в какой-нибудь конкретной местности. Можно быть уверенным что те лики, которые сейчас пишутся массово, это портреты людей действительно достойных того, чтобы их помнили, и твоя икона – часть этого. Так что и без всякого религиозного контекста, конечно это вызывает иные чувства, чем написание вазы или портрета условного Васи, который друзья заказали ему на день рождения.

Святой Савва – один из главных сербских святых, работа Весны Улич с официального сайта ателье Мандилион
Святой Савва – один из главных сербских святых, работа Весны Улич с официального сайта ателье Мандилион

Лазурность проплазмы

Связано ли сербское слово "лазурност" со словом "лазурь" (встречающимся в том или ином виде и в других языках, например, в английском это "azure") я судить не берусь, потому как не лингвист и не филолог. Известно ли это доподлинно последним, я тоже не знаю. Мои познания относительно этого вопроса кончаются на том, что к синему цвету это не имеет никакого отношения, а "лазурное небо" для серба звучит примерно как "очень высокое, полное воздуха и света".

Каждый слой иконы пишется именно "лазурно" и хотя хочется перевести это как "прозрачно", это все же неправильный перевод – иначе мы бы сказали "провидно", "прозирно". Здесь же подразумевается нечто более сложное, чем просто полупрозрачный слой краски. Это понятие включает в себя не только технику нанесения, сравнимую с акварелью (в краску добавляется колоссальное количество воды), но и определенный подход к свету. Каждый слой должен как бы светиться сам по себе. Сложно описать, как именно должен светиться оливковый подтон, но для этого мы и используем другое и менее буквальное слово.

"Проплазма" же слово греческое (и в оригинале там скорее "с", нежели "з"), а по-русски называется это "санкирь" или "роскрышь". Являет собой ничто иное, как первый тон кожи святых на иконах. В зависимости от местности и школы это цвета разные, от зеленого до коричневого. В сербской традиционной иконописи проплазма всегда цвета темнеющих оливок. В русской иконописи санкирь чаще бывает в тонах коричневого и охры.

Иконопись это единственный вид искусства, дошедший до наших времен, где все пишется от темного к светлому. Поэтому уже дальше на проплазму кладутся всё новые и новые слои, каждый из которых будет светлее предыдущего. Именно из них и складывается объем изображения.

Первый слой проплазмы. Их будет 4-6, чтобы тон получился равномерным.
Первый слой проплазмы. Их будет 4-6, чтобы тон получился равномерным.