Найти в Дзене
Яна Полянская

Землетрясение и политика - а куда без неё?

Приветствую подписчиков и читателей моего канала!

Честно говоря, тема землетрясения в Турции и Сирии для меня тяжела тем, что, в частности, в Турции, конкретно в Стамбуле, проживает моя подруга и ещё одна знакомая девушка.

В Стамбуле пока спокойно, там всего лишь прошелся ураган и по несчастной случайности снес крышу в доме моей знакомой, все живы. Но переживания не оставляют.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Так вот, о ситуации в этих двух странах. Довольно интересно было наблюдать за тем, как освещают события, связанные с землетрясением, западные СМИ. Да и вообще, я всегда стараюсь читать и их СМИ тоже, чтобы в очередной раз увидеть, насколько же мы с ними разные.

Fox News подчёркивает, что «в то время как большая часть международной помощи направляется в Турцию, Россия заявила, что планирует также направить помощь своему близкому союзнику — Сирии — в условиях международной изоляции».

Ситуация в Сирии, кстати, едва ли не более критична, чем в Турции.

По данным ООН, выживание более 4 млн сирийских беженцев и перемещённых лиц — в основном женщин и детей — зависит от ежедневной гуманитарной помощи, при этом следует понимать, что 2,7 млн из них находятся в северо-западной части страны, недалеко от границы с Турцией и эпицентра землетрясения.

При этом ни одна страна Запада не оказывает Сирии помощь в ликвидации последствий землетрясения. Ресурсы, гуманитарную помощь, вроде как, оказывают. По крайней мере, "выражают готовность".

Западным СМИ стоит отдать должное, они признают, что единственной страной, помогающей Дамаску не на словах, а на деле, остаётся Россия. Та самая, которую некоторые европейские страны признали сами для себя страной-спонсором терроризма. Мы, такие плохие, помогаем вытаскивать людей из-под завалов, а хорошие страны нет, ибо для них людей там нет.

«Десять подразделений российской армии общей численностью более 300 человек задействованы в расчистке завалов и помощи в поисково-спасательных операциях в Сирии. Россия — самая сильная иностранная держава, действующая в Сирии, и Путин уже давно вступил в союз с сирийским президентом Башаром аль-Асадом, бросив всю мощь российских вооружённых сил на поддержку сирийской армии», — сообщает CNN.

История с Сирией, на мой взгляд, очень показательна и в очередной раз наглядно демонстрирует, что все эти "бла-бла-бла"стран Запада о гуманизме и правах человека - одна сплошная говорильня и не более того. Когда доходит до дела, помогать будут только русские, а для США, ЕС и Британии политические интересы всегда оказываются куда важнее общечеловеческих ценностей. Неудивительно.

Неудивительна оказалась для меня и статья, опубликованная в газете «The Guardian» буквально за сутки до произошедшей трагедии, с красноречивым заголовком: Turkey’s two-faced ‘sultan’ is no friend of the west. It’s time to play hardball – «Двуличный турецкий султан Западу не друг. Пора играть жестче» - перевод автора.

Все более враждебная позиция президента Эрдогана по отношению к Нато и демократическим принципам больше не может оставаться безнаказанной, пишет автор статьи.
То, что Турция является "жизненно важной стратегией" Запада, — это трюизм, на котором воспитываются такие люди, как Джо Байден и Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО. Но что, если старая истина больше не верна? Что если лидер Турции, пользуясь этим понятием, предаст западные интересы под видом партнерства? Не следует ли относиться к такому лидеру как к обузе, угрозе - даже подвергнуть его остракизму как врага?
География не меняется. Турция обладает значительным влиянием на перекрестке Европы, Азии и Ближнего Востока. Однако все более агрессивная, авторитарная и раскольническая политика, проводимая в стране и за рубежом в течение двух десятилетий ее холеричным султаном-президентом, разрушила давно устоявшиеся представления. Надежность и полезность Турции как западного союзника почти подошла к концу.
В то время как самые важные выборы в Турции за последнее поколение приближаются к лихорадочной кульминации в мае, а западные демократии размышляют над критическим выбором в Украине, над Россией Владимира Путина, а также в Иране, Сирии и Израиле-Палестине, эти дилеммы сводятся к одному основному вопросу: пришло ли время признать, что двуличный Реджеп Тайип Эрдоган не является другом Запада - и наказать его соответствующим образом?
Блокирование Эрдоганом попытки Швеции присоединиться к НАТО - это последний, вопиющий пример враждебного поведения. Он утверждает, что Стокгольм укрывает "террористов" из воинствующей курдской группировки РПК (Рабочая партия Курдистана). На самом деле, его вето проистекает из его давней антикурдской вендетты, которая включает в себя юридические шаги по закрытию Народно-демократической партии, основной оппозиции, поддерживаемой курдами, перед выборами. Ссора с НАТО теперь грозит взорваться на фоне вспышки сожжения Корана, дипломатических протестов и насильственных ответных действий.
Эрдоган также требует экстрадиции из Швеции политических беженцев, в частности Бюлента Кенеша, бывшего главного редактора газеты Today Zaman, которого он обвиняет в поддержке неудавшегося переворота в 2016 году. Тактика запугивания журналистов является частью более широких усилий, предпринимаемых после переворота для подавления общественных дебатов, манипулирования конституцией, подчинения судей, чистки армии и гражданской службы и укрепления фактического единоличного правления.
Использование членства Турции в НАТО во внутриполитических целях - типичный гамбит Эрдогана. Однако он также умышленно препятствует законному желанию Швеции (и Финляндии) укрепить свою оборону после вторжения России в Украину, подрывая усилия НАТО продемонстрировать единство и решимость. Это далеко не первый случай, когда Эрдоган отдает предпочтение Москве перед партнерами по НАТО.
Эрдоган отвергает и обходит санкции. За шесть месяцев после вторжения торговля Турции с Россией выросла почти на 200 %, включая увеличение импорта энергоносителей. Его покупка российских зенитно-ракетных комплексов разозлила Вашингтон, который рассматривает их как угрозу для сил НАТО. Его позиционирование в качестве посредника по Украине помогает Путину делать вид, что он заинтересован в мире.

Какой нехороший Эрдоган, ай-яй-яй.

Если тошнотворное сюсюканье Эрдогана с Путиным, двойная сделка по Украине, неоосманское засилье и агрессия по отношению к Греции, являющейся членом НАТО, не являются достаточным доказательством недобросовестности, то подумайте о другой его войне - против демократии в своей стране. Не говоря уже о нарушениях прав человека, Эрдоган навел огромный беспорядок в экономике Турции. Инфляция достигла 58%, уровень жизни резко упал. Более 70% молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет говорят, что предпочли бы жить в другом месте, - пишет издание.

О, вот, добрались до главного. Как только начинаются разговоры о нарушении прав в какой-ибо стране, жди там «протестов» по типу Майдана. Дальше – ещё интереснее.

Кстати, Греция, балансирующая на грани военного конфликта с Турцией из-за спорных границ в Эгейском море (не говоря уже о проблеме Северного Кипра), отправила в зону бедствия транспортный самолёт с пожарными, медиками и собаками-спасателями.

В любом нормальном демократическом соревновании такая некомпетентность стоила бы ему президентства и парламентского большинства его партии AK (Справедливость и развитие). Но Эрдогану не свойственно нормальное поведение. В последние недели он увеличил минимальную заработную плату на 55%, снизил пенсионный возраст, повысил зарплаты в государственном секторе, расширил программы кредитования и списания долгов. Это вопиющая, финансируемая государством попытка купить голоса избирателей.

Про выборы бы хоть молчали, ну. Свои недавно провели так, что весь мир смеялся.

Ну и то, как следует наказать султана, по мнению газеты.

Все это возвращает нас к первоначальному вопросу: что западные демократии должны сделать с Эрдоганом, если он снова победит? Одним из возможных вариантов является введение дополнительных санкций, в том числе против него лично. Американские сенаторы предполагают, что Анкаре может быть отказано в истребителях F-16, обещанных Байденом, если она продолжит саботировать Нато. Зашедшие в тупик переговоры о членстве в ЕС могут быть официально заморожены на неопределенный срок. Однако, чтобы привлечь внимание Эрдогана, любые карательные меры должны пойти дальше.
Излишне осторожные, опасающиеся риска Байден и Столтенберг должны отбросить старое, дискредитировавшее себя мышление. Они должны напомнить Эрдогану, что НАТО - это сообщество ценностей, а также правил; принять Швецию и Финляндию в альянс путем голосования всех 30 членов; и приостановить членство Турции, при необходимости внеся изменения в Североатлантический договор. Если ему это не понравится, что ж, тяжело.
Турция живет в неспокойном районе. Никто не ожидает от ее лидеров потоков мира и любви. И она может снова стать ценным союзником. Но Турция не является незаменимой. Если понадобится, западные демократии могут спокойно жить без нее - пока не наступит тот счастливый день, когда раздражительный султан Анкары будет окончательно обезврежен и раздет.

А на следующий день случилось землетрясение…

Практически сразу после произошедшего землетрясения начали критиковать одну из важнейших отраслей экономики Турции, строительный бизнес.

Утверждается, что многие разрушенных домов были построены без учёта возможных рисков, не имели сейсмоустойчивых конструкций, возводились из ненадлежащих материалов и т. д.

И известно также, что строительная отрасль в Турции тесно связана с родственниками Эрдогана, и близкими ему предпринимателями.

В общем, ясно одно, что США и Британия постараются использовать трагедию для того, чтобы не допустить переизбрания президента Турции, который из полезного союзника стал для них почти врагом. И очень возможно, что скоро в катастрофе 6 февраля будут обвинять лично Эрдогана.

P.S. Сразу после землетрясения в отношениях Турции и Запада наметилось как бы "потепление", ибо президент США Джо Байден и генсек НАТО Йенс Столтенберг призвали поддержать попавшего в беду союзника. Заметную активность в помощи Турции демонстрируют Швеция и Финляндия, не вступившие в НАТО из-за возражений Анкары. В свою очередь, Анкара посылает сигналы о готовности одобрить заявку Финляндии. Но не Швеции.

С отдельными заявлениями в связи с катастрофой в Турции выступили советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан и госсекретарь США Энтони Блинкен. По словам Джейка Салливана, президент Байден поручил Агентству США по международному развитию (USAID) и другим партнерам федерального правительства «оценить варианты реагирования США, чтобы помочь наиболее пострадавшим». В свою очередь, госсекретарь Блинкен указал на то, что США оценивают свои «возможности по комплексному реагированию» и поддерживают «тесный контакт с турецкими союзниками», чтобы «определить, в чем нуждается регион».
С отдельным заявлением выступил и генсек НАТО Йенс Столтенберг, который сделал акцент на необходимости задействовать созданные внутри альянса механизмы коллективного реагирования на кризисные ситуации и призвал помочь попавшему в беду союзнику. «Полная солидарность с членом НАТО — Турцией после страшного землетрясения. Я в контакте с президентом Эрдоганом и министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу, союзники по НАТО готовы оказать помощь»,— написал в Twitter Йенс Столтенберг.

Свои контакты с Турцией также активизируют Евросоюз и отдельные его члены, несмотря на набиравший обороты в начале года конфликт с Анкарой и президентом Эрдоганом.

Ранее в воскресенье во время общения с молодежью в городе Айдын турецкий лидер признал, что «Мировые державы, от Европы до Америки, прилагают активные усилия, чтобы оказать влияние на выборы 14 мая. Против меня проводится подлая кампания. И инциденты со сжиганием Корана в Европе — это все о том же»,— сообщил Реджеп Тайип Эрдоган.

Интересно, что он думает сейчас?