В разные годы из СССР бежали очень разные люди, о некоторых я уже писал (ссылки будут в конце). Кто-то был не согласен с политикой страны, кому-то было просто скучно, другие же хотели добиться сногсшибательного успеха и всемирной славы. Например, многодетная семья Овечкиных для того, чтобы покинуть родину даже угнала самолёт.
«Семь Симеонов» и джаз
Джаз-бэнд «Семь Симеонов», организованный в 1983 году преподавателями Иркутского училища искусств, состоял из семи родных братьев Овечкиных. Всего же в семье было 11 детей: 7 братьев (Василий, Дмитрий, Олег, Александр, Игорь, Михаил, Сергей) и 4 сестёр (Людмила, Ольга, Татьяна, Ульяна). Их отец Дмитрий умер в 1984 году, и дети остались с матерью Нинель. Все Овечкины в разные годы учились в иркутской школе № 66, но школьной общественной деятельностью не занимались: уход за домашней скотиной и огородом занимал очень много времени. Близких друзей у семьи не было. Из имущества был дом, земельный участок в 8 соток и 2 квартиры.
Ансамбль «Семь Симеонов» стал весьма популярен во всём СССР после фестиваля «Джаз-85». Их часто приглашали для интервью на телевидение, даже сняли о группе документальный фильм. Популярность поправила материальное положение семьи. В ноябре 1987 года джаз-бэнд получил приглашение в Японию на гастроли. Так как часть участников группы были несовершеннолетними, с ними полетела и мать. Впервые оказавшись за пределами Советского Союза, Нинель Овечкина поняла, что её сыновья смогли бы достичь успеха и настоящего материального благополучия где угодно, но не в СССР. Идеей о том, что нужно любыми путями бежать из своей страны, она поделилась с детьми.
Угон самолёта Ту-154
«Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь», ― такую фразу с советского агитационного плаката, некоторые впоследствии относили и к семье Овечкиных.
Япония предложила музыкантам контракт, но остаться в стране у них не получилось. Позднее семья добралась до посольства США, но там также отказали в политическом убежище. Овечкиным пришлось вернуться в СССР. Дома они срочно распродали всё имущество (даже дефицитные вещи, купленные в Японии), а на вырученные деньги купили разное оружие, в том числе и «самопальные» гранаты.
К идее угона самолёта члены семьи пришли в 1988 году. Для начала было решено осуществить «пробный» полёт до Москвы, с целью выяснить, как безопасно пронести с собой оружие.
8 марта 1988 года вся семья (кроме Людмилы, старшей сестры вышедшей замуж и живущей отдельно), оказались на борту самолета ТУ-154. Он отправлялся по маршруту Иркутск ― Курган ― Ленинград. По легенде, Овечкины летели на гастроли, и везли с собой музыкальные инструменты. Группу «Семь Симеонов» тогда знали все, потому особо не досматривали. 10 детей (в возрасте 9―28 лет), а также их 51-летняя мать везли в ящиках и чехлах от инструментов самодельные взрывчатые вещества, сотню патронов и два обреза.
Около 15:00 самолёт пролетал вблизи Вологды. Старшие братья Дмитрий и Василий встали со своих мест и стали угрожать другим пассажирам, заставляя их оставаться на местах. Василий потребовал изменить курс авиалайнера и приземлиться в Лондоне, либо другом городе Великобритании. В случае отказа братья обещали взорвать самолёт, на котором находилось 76 пассажиров и 8 членов экипажа. Лётчики не отказали напрямую, но сказали, что топлива мало и нужно сперва дозаправиться ― в Финляндии, например. Экипаж посадил самолёт возле советско-финской границы, на военном аэродроме, где Овечкиных уже ждала группа захвата.
В процессе штурма были застрелены 3 пассажира и стюардесса. 36 человек (по другим данным ― 19) были ранены. Старшие братья (Василий, Олег, Дмитрий и Александр) застрелились, убив мать по её же просьбе, предварительно взорвав самодельное устройство. Самолёт полностью сгорел.
Судьба выживших Овечкиных
Судьба всех оставшихся в живых членов семьи сложилась трагически. Старшего, Игоря, посадили в колонию на 8 лет, сестре Ольге дали 6 лет. Обоих отпустили на волю после середины срока.
Младших детей ― Татьяну, Сергея, Михаила, Ульяну ― после теракта сначала поместили в больницу, потом отправили в интернат, а затем их взяла под опеку Людмила, которая узнала о теракте, когда уже был суд.
Позже Людмиле предлагали отречься от матери и отдать детей на попечение бизнесмену из Амстердама: тот хотел возродить группу «Семь Симеонов», но Людмила сразу отказалась.
Дальнейшая жизнь почти всех Овечкиных, кроме Людмилы, сложилась трагично. Игорь связался с наркотиками и был убит в СИЗО Петербурга, Ольгу в ходе ссоры убил пьяный сожитель (двух её детей также к себе на воспитание забрала старшая сестра Людмила), Сергей недолго отсидел в тюрьме и был убит при невыясненных обстоятельствах. Ульяна после неудавшегося самоубийства осталась инвалидом и умерла в 2018 году от пневмонии.
Более или менее благополучно сложилась жизнь Татьяны и Михаила. Татьяна в 2006 году участвовала в съёмках документального сериала «Следствие вели...» ― серии, посвящённой захвату самолёта. В 2020 году она давала интервью для фильма «Волчья стая Овечкиных». Михаил же отучился в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, играл во многих джазовых коллективах, после переехал в Испанию и играл там. Правда особой славы он не снискал и жил на подаяния. Позднее у него случился инсульт: с 2012 года Михаил стал инвалидом и жил в барселонском хосписе,мечтая вернуться в Иркутск.
Кто же были террористы Овечкины? Жертвы советского тоталитарного режима или всего лишь музыканты, мечтавшие о свободе и финансовой независимости? Или же жестокие убийцы, идущие к своей цели, несмотря ни на что? Как бы то ни было, все Овечкины утверждали, что мать воспитала их правильно ― трудолюбивыми и целеустремлёнными. Она учила их не жалеть себя, только вот других Овечкины тоже не пожалели.
Мой Телеграм и ещё несколько историй о более удачных побегах из СССР: