Что такое кадило знает каждый. Однако далеко не всякому христианину известно, что назначение этого предмета церковного обихода, представляющего собою сосуд для каждения, не ограничивается обычным использованием, а, подобно всякой иной церковной утвари, заключает в себе еще и незримую духовную суть.
По учению преподобных отцов кадило и используемые в нем вещества отнюдь не просто предметы богослужебного обихода. Их сакральный духовный смысл означает следующее:
· Огонь в кадиле – символ Божественной природы Спасителя
· Уголь в нем – символ Человеческой природы Иисуса Христа
· Благоухающий ладан – символ молитв верующих, возносимых Вседержителю
· Само кадило – также, как и Потир, олицетворяет Пречистую Богородицу, вместившую в Себя Самого Сына Божьего, и потому именуемую в некоторых священных текстах «Кадилом благовонным, произведшим Истинное Благоухание – Иисуса Христа»
· Взмахи кадилом при каждении – символ беспрестанных молитв Богородицы за род человеческий.
Из кадила восходит к Небесам благоухание подобно тому, как исходит из Церкви дух благочестивого поклонения верующих Всемогущему Богу. Вместе с тем это благовоние напоминает верующим о Господней Благодати.
Святитель Симеон Фессалоникийский о значении кадила говорил следующее: «Кадило служит к тому, чтобы в нем вместе с фимиамом приносить Богу огонь, как служебный Ему: ибо Создателю всяческих прилично приносить дары от всех стихий: и свет, и воду, и земные произведения, и воздух, который изображается фимиамом, разрешающимся в воздухе… Кадило служит для принесения нами фимиама в честь Создателя - как дар благословенный для Его упокоения и ради нашего освящения, поскольку фимиамом мы очищаем наше обоняние и дыхание точно так же, как Божественным Хлебом и Чашею питаем и укрепляем душу, а видением и красотою святых просветляем и просвещаем наше зрение. Посему и предано Церкви делать это как во славу Создателя (ибо все от Него), так и для нашего просвещения и освящения, потому что фимиам освящает воздух и вместе с тем наше обоняние и дыхание. Он сообщает благоухание, от одного вещества разливая на все благовоние - посему он также изображает Святаго Духа, ибо и Дух, Один Сам в Себе, всем разделяет дары, и все чрез Него получают Благодать».
То есть, по наставлению архиепископа Симеона, воскурять фимиам необходимо не только в знак почитания Господа, не только ради Его благодарения или ради умилостивления Создателя, но это необходимо делать также и ради нашего собственного здоровья и духовного просвещения.
Каждение совершают перед святынями, находящимися в Доме Божьем либо в домах верующих. Когда же во время службы кадило обращено к месту, где стоят клир и прихожане, то данное действие церковнослужителя означает призывание на них Благодати Господней.
Совершается каждение в особо значимые моменты богослужения и бывает полным, при котором священник обходит все церковное помещение, и малым, когда кадят лишь в алтаре и пред иконостасом.
КАК ПОЯВИЛОСЬ КАДИЛО В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ?
История этого предмета восходит ко временам Ветхого Завета. Им пользовались не только древние иудеи, но и другие народы, населявшие в ту пору землю. К примеру, в знаменитых древнеегипетских «Текстах пирамид» упоминается обряд воскурения жрецами благовонных составов. По мнению язычников в дыме подобных воскурений могли проявить себя их божества, ибо дым этот являлся связующим мостом между мирами. Кроме того, данный обряд идолопоклонники использовали и как элемент апотропеической (то есть защитной) магии.
Есть упоминание о воскурении фимиама и в древнейшем произведении шумерской литературы – «Эпосе о Гильгамеше».
Древние эллины воскуряли фимиам, совершая триумфальные шествия, для чего использовали переносные кадила. Для них привычным было окуривание не только жертвенников их идолов, но и императорских статуй. Несчастных христиан они истязали как раз за то, что те, помимо прочего, отказывались чтить правителей Рима наравне со Вседержителем, что было для римлян признаком крайней неблагонадежности подобно тому, как если бы в наши дни кто-то демонстративно отказался почтить вставанием государственный гимн.
Обязательным было вознесение фимиама и при богослужениях у народа Божьего. Писание рассказывает, как Господь повелел Своему служителю Моисею создать алтарь, на котором брат его Аарон каждые утро и вечер должен был совершать курение особым составом благовоний. У евреев в то время, наряду с кадильным алтарем, использовались также кадильницы.
У первых христиан отношение к каждению было неоднозначным. Многие подвижники высказывались против данного действия, утверждая, что Господь не нуждается ни в жертвах, ни в благовониях, поскольку Он Сам есть Совершеннейшее Благовоние, и что хвалу воздавать Ему нужно не ветхозаветными обрядами, а песнопениями и молитвенным правилом. Подобную мысль выражал, в частности, Климент Александрийский, считая, что: «Истинным алтарем является душа человека, а фимиамом - молитва к Богу».
Первые сведения о каждениях в христианских церквях упоминаются уже позднее – в документах IV-го века. Их авторы повествуют, что совершали это действо перед началом богослужений, перед произнесением Евангельских текстов и при торжественных шествиях к усыпальницам угодников Божиих. В ту пору кадильницы не походили на современные – они имели вид, схожий более с небольшою сковородой прямоугольной формы либо с закрывающимся контейнером. Делали их обычно из бронзы.
Кадила, приближенные по облику к современным, появились в V-ом столетия в Сирии: их крышка увенчивалась Крестом и закрывалась на чаше при помощи специального замочка. Они имели также и цепи с кольцом для удобного держания.
При императоре Константине Великом их стали украшать затейливой резьбой и камнями. Так, в житии папы Сильвестра рассказывается, как император передал в Латеранскую базилику два кадила из золота, одно из которых украшали 49 драгоценных камней, а другое – 60. Подобные этим реликвии сохранились до наших дней в Государственном Эрмитаже и в Стамбульском Археологическом музее.
В XI-ом веке облик этого предмета сформировался окончательно. Кадило состояло из поддона, контейнера для угля, регулируемой цепями крышки и переносного кольца. Украшалось оно резьбой, медальонами с ликами Спасителя и апостолов, а также фигурками персонажей Священного Писания: Авеля, Мелхиседека, праотца Иакова и других ветхозаветных праведников.
С XIII-го столетия крышки кадила стали напоминать готические соборы. В тот период появляется еще одна деталь украшения – эмалевые изображения. Наиболее распространенным материалом для этих предметов в ту пору была латунь, но могли их также изготовлять из серебра или бронзы.
На Русь кадила попали, как и прочие предметы религиозной утвари, из Византии. Известно, что святая Евдокия Полоцкая приобрела в XII-м столетии у греков «тимиян (то есть ладан) и кацию злату».
В XV-ом столетии появились на Руси кадила в форме церквей – одноглавых, пятиглавых и шатровых. Такого рода старинные кадила находятся сегодня в Историческом музее, Музее Московского Кремля и прочих хранилищах древностей.
Появились в государстве и различные школы создания этой утвари: Московская, Новгородская, Ярославская, Костромская. А псковские мастера выделялись среди прочих искусным применением в своих работах техники скани и полихромной эмали.
КАК УСТРОЕНО КАДИЛО?
Этот предмет церковного обихода состоит из двух разъемных составляющих частей: нижней чаши, называемой фиалой, и крышки, обычно исполненной в виде храмового купола с навершием в виде Креста. Крышка богослужебного кадила приподнимается благодаря цепочке, а верхняя часть небольшой домашней кации приподнимается либо вручную, либо при помощи специального небольшого рычажка.
В фиалу кладутся раскаленные угли. В ее основании иногда имеются звонцы – металлические бубенцы, звенящие при движении. Звонцы могут располагаться также и на цепочках кадила, и в местах крепления цепочек к крышке.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЮ ЛАДАН И ФИМИАМ?
ЛАДАН
В современном понимании верующих ладан представляет собою смолу, обогащенную благовонными маслами. При каждении смолистая его основа плавится, создавая дым, а ароматические масла испаряются, наполняя окружающее пространство приятным благоуханием.
Как вещество, ладан - смола тропического растения, относящегося к роду Босвеллия. Он имеет вид продолговатых округлых кусочков размером до 1 см, а гамма его оттенков меняется от полупрозрачно-желтого до розового, иногда даже с зеленоватым отливом.
Персидский мыслитель и ученый Аль-Бируни (973-1048 гг.) пояснял: «Лучший ладан — мужской (с мужского дерева) — белый, круглый, золотистый в изломе и быстро воспламеняющийся…», а греческий ботаник Теофраст (372–287 гг. до н. э.) обращал внимание на следующее: «Иногда одно зерно ладана бывает так велико, что заполняет собой всю горсть и весит больше одной трети мины. Мне кажется, что это преувеличение; думаю, такое зерно изготовляли специально, отливая смолу в форму, а затем придавали ей вид естественной капли, чтобы поразить воображение царей. Ибо долгое время считалось, что ладанные деревья произрастают в Раю».
Ладан во все времена был так драгоценен еще и потому, что все знали о его оздоровительных свойствах, ведь он, как и прочие камедесмолы растительного происхождения, подавляет развитие микроорганизмов и в окружающей среде, и в человеческом организме. Иеромонах Серафим (Параманов) отмечает также в своей работе «О кадиле и ладане», что издревле в обителях использовали настоянную на нем воду для улучшения ее качества.
ФИМИАМ
Слово «фимиам» происходит от греческого глагола «θυμιάω», означающего в переводе «курить» или «возжигать». Это многосоставная смесь благовонных веществ наподобие современного богослужебного «ладана».
Писание повествует, что изначальный состав фимиама определен был Самим Вседержителем, повелевшим изготовить данную смесь святому Боговидцу Моисею: «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе» (Исх. 30:34–36).
Преподобные старцы оставили разъяснения вышеуказанного состава курения:
Так, под «чистым ливаном» принято понимать натуральный ладан.
Под наименованием «стакти» (от греческого «στακτή» - «капающий») многие подвижники, в том числе и святитель Василий Великий, подразумевали очищенную мирру – смолу, истекаемую из растения рода Коммифора. Однако следует упомянуть, что, в отличие от христианских учителей Церкви, иудеи, к которым обращено было данное повеление, под компонентом «стакти» подразумевают стираксовый бальзам.
«Оних» (от греческого «νύχι» - «коготок») – выпуклая створка раковины моллюска Оперкулума, предохраняющая его нежное тельце от высыхания и с ветхозаветных времен применяемая в растертом виде для курительных смесей.
«Халван душистый» - это гальбанум – смолистое вещество растения Ферула, растущего в Иране и до наших дней широко используемого парфюмерами.
В древности иудеи использовали фимиам не только для курения в скинии, но и в качестве лекарственного средства, и как домашнее благовоние. Но если бы кто-нибудь из них в пору Ветхого Завета пожелал сделать подобную смесь для каких-либо своих нужд, то человеку тому неминуемо грозила бы казнь, ибо велено было Создателем: «Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им; истребится из народа своего» (Исх. 30:37–38).
Потому богословы минувших столетий всегда придавали указанному составу фимиама значение сакральное. В частности, подвижник IV-го века Евагрий Понтийский предполагал, что 4 ингредиента Библейского фимиама означают единство 4-х добродетелей: мужества, справедливости, чувства меры и благоразумия.
Сегодня же существует множество рецептов «ладановарения» - то есть приготовления из различных составляющих фимиама для каждения. Почти в каждой обители есть свой подобный рецепт, отличающийся в монастырях России, Греции, Румынии, Афона и прочих православных государств. К примеру, есть ладан «Студитской обители по Оптинскому рецепту». Есть ладан «по рецепту болгарской Охридской обители» и ладан «по рецепту румынской обители «Брынковяну».
А вот такой рецепт фимиама, разработанный епископом Волынским Николаем, в тяжелейшем послевоенном 1946 году опубликовал журнал Московской Патриархии:
Поскольку ладан используется при богослужениях, в старину его разнообразно применяли и в народе, подчас, наделяя данное вещество чуть ли не магическими свойствами. С его помощью «вычисляли колдунов», изгоняли из одержимых лукавых духов, проводили в селениях обряд «опахивания», защищавший жителей от моровых поветрий и так далее.
Для хранения этого драгоценного вещества пользовались специальными сосудами – ладаницами, а перед образами устанавливали особую шарообразную ладанную курильницу, навершие которой венчалось Крестом.
КАК ПРАВИЛЬНО ВОСКУРЯТЬ ФИМИАМ?
Наставления из книги иеромонаха Серафима (Параманова):
Прежде всего, дорогие друзья, нужно упомянуть о том, что многие церковнослужители с неодобрением относятся к использованию мирянами кадила богослужебного – то есть такого, которое видим мы в руках у священника, кадящего в храме. Домашняя кадильница должна быть иной формы. Это должна быть кация, не имеющая цепочек, несмотря на то что угли раздуваются в ней несколько хуже, чем в кадиле, которому благодаря взмахам руки священника сообщается дополнительное движение.
При желании совершить каждение у себя дома, в первую очередь, нужно разжечь уголь. Это делается при помощи свечи или других зажигательных предметов. Уголь раскаляют до красна и погружают в кадильную чашу. Поверх него кладут ладан в достаточном количестве, и когда последний станет благоухать, кадильницей совершают крестообразные движения.
Можно совершать домашнее каждение и по-иному. Нужно встать напротив образа, которому совершается каждение и, произнеся молитву изображенному на нем святому, сделать поясной поклон, после чего совершить кацией в воздухе крестообразное движение. Затем перейти к следующему образу.
А еще, как в старину, так и сегодня, распространены в православной среде специальные курительные свечи, известные верующим под названием «Монашенок». Они изготавливаются из угля, смол, ароматических веществ и возжигаются в жилищах христиан вместо ладана.
Выглядят они примерно так:
Некоторые клирики рекомендуют использовать дома для каждения, так называемого, «паучка» - особое нехитрое приспособление, устанавливающееся поверх лампады:
Нельзя не вспомнить также и о том, как в советский период, когда у верующих людей не было особой возможности приобрести кадильницу, наши находчивые соотечественники приспособили для вознесения фимиама имеющиеся в каждом доме настольные лампы. На поверхность стеклянной колбы клали колечко, и в него помещали кусочки ладана. При этом лампа должна была быть обязательно мощностью 60 Вт, чтобы ладану, с одной стороны, хватило тепла для плавления, а, с другой стороны, чтобы он не дымил чересчур сильно и не испускал при этом горький дым.