Найти тему
Рукописи не горят

«Тайны следствия» как явление масс-культуры

«Прискорбно, но сериал становится нестерпимо примитивным… До сих пор смотрю те серии, что крутят на канале "Золотая коллекция" и получаю удовольствие: это было добротное интеллектуальное кино. Теперь сериал встал в один ряд с потоком заурядных "кинопродуктов"... Очень жаль…», – типичный комментарий к последним сезонам сериала «Тайны следствия». Здесь всё верно. Возникает только один вопрос – не завышены ли наши ожидания? Может ли быть качественным продукт масс-культуры?

Кадр из фильма "Чужое счастье" ("Тайны следствия-21", фильм 12, серия 2 (24).
Кадр из фильма "Чужое счастье" ("Тайны следствия-21", фильм 12, серия 2 (24).

Тот, кому довелось посмотреть первые сезоны бесконечного сериала «Тайны следствия», несомненно, ответит на этот вопрос утвердительно. Так почему же со временем он скатился в такой примитив, от которого даже преданные поклонники его только плюются? Что произошло? Многие обвиняют сценаристов – это они пишут чёрт знает что, а бедные актеры вынуждены потом это «чёрт знает что» играть. Ответственно заявляю, что сценаристы тут не при чём. Они работают по заданию, сформулированному заказчиком, и если заказчик принимает написанный ими текст, то это значит, что он (сценарий) его (заказчика) устраивает. Даже если у героя 4 разных отчества (см. Олег Платонов – последовательно Сергеевич, Иванович, Николаевич, Андреевич). Даже если в нем не прописаны диалоги, т. е., вместо полноценного сценария, по существу, «болванка», синопсис, как это было с 20-м сезоном, когда актёры вынуждены были импровизировать на съёмочной площадке, как на экзамене в театральном институте. Поэтому виноват всегда заказчик. В данном случае – 1 канал ВГТРК в лице своих представителей. Они не издеваются над нами, они просто зарабатывают деньги.

ДРУГИЕ СТАТЬИ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ» В ПОДБОРКЕ «ВСЁ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ»

Луганский или Платонов? Кого же она любит? ("Тайны следствия"-22)
"Искусство слова"11 января 2023
"Тайны следствия-22". Неужели снова Луганский?
"Искусство слова"23 февраля 2023

Сериал "Тайны следствия", как и большинство телевизионных сериалов вообще, был изначально коммерческим проектом, цель которого привлечь как можно больше зрителей. Чем больше зрителей, тем выше рейтинги, тем дороже рекламное время на телевидении.

Итак, чем привлечь зрителя? Конечно, увлекательным сюжетом. Детектив в данном случае – беспроигрышный вариант. Отсюда засилье этого жанра в современной массовой культуре.

«Тайны следствия» не планировались как нечто особенное. Так, экранизация нескольких увлекательных повестей Елены Топильской, в прошлом следователя, у которой обнаружился ко всему прочему литературный талант. Не больше, чем несколько даже не сезонов, а серий.

Но тут случилось чудо – сериал оказался настолько популярным, что его решили продлить на неопределённый срок, растянувший вот уже на 22 года. (Предыдущие статьи на тему "Тайн следствия" можно прочитать здесь и здесь)

О причинах этого феномена актер Александр Новиков (Фёдор Курочкин) высказался так:

"Мне кажется, что в основе этого дела, особенно в первых сезонах, было заложено что-то очень правильное. Иначе так долго такое здание не простояло бы."

Он абсолютно прав. Над сценарием первых 8-ми сезонов очень качественно и с душой работала Елена Топильская. Автор повестей о следователе Марии Швецовой, она дорожила своей работой и своими героями. Именно Топильская и, я думаю, продюсер первых сезонов Ада Ставиская заложили в сериал всё то, благодаря чему он до сих пор как-то живёт.

Разгадка популярности сериала «Тайны следствия» в том, что он с первого сезона, будучи детективом по форме, эту форму перерос и с первых минут воспринимался как рассказ о жизни людей определенной профессии. Расследование преступлений – это всего лишь их работа. Каждый герой – уникальная личность. Верный баланс между их профессиональной деятельностью и личной жизнью – секрет успеха сериала. Любовь, ревность, дети, семейный неурядицы, интересный актёрский состав и, конечно, виды Петербурга. Всё это было так необычно, так свежо. Хотелось смотреть и пересматривать бесконечно.

Но всё хорошее когда-то кончается, кончились и «Тайны следствия». После 8-го сезона Топильская отказалась от сотрудничества в ВГТРК. Своё решение она объяснила так:

" Я очень устала и от сериала, и от героини. Особенно тяжело мне дался последний сезон, я буквально помирала, выдавливала из себя, как пасту из тюбика, сюжеты и диалоги. Захотелось уже как-то абстрагироваться от Швецовой. Неделю назад сдала последнюю книжку про Машу в издательство. И восьмой сезон, который только что показали по ТВ, стал для меня последним. «Тайны следствия» будут снимать и дальше, но без моего участия."

Затем началась чехарда. Менялись режиссёры и сценаристы. Качество сериала ещё какое-то время по инерции держалось пусть не на прежнем, но на каком-то приличном уровне до тех пор пока положительное содержание его не было исчерпано до дна. Потом началась откровенная эксплуатация популярности. Смотрят – хорошо, значит, и так сойдет. Главное, постоянно держать зрителя на крючке, обещая ему что-то интересное. Вот и сейчас ждём не загадочных преступлений и увлекательных расследований. Мы ждём, чем закончатся метания Марии Сергеевны Швецовой между Дмитрием Луганским и Олегом Платоновым.

ДРУГИЕ СТАТЬИ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ» В ПОДБОРКЕ «ВСЁ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ»

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц