Организатор: Познавательный клуб корейской культуры «Миринэ»
Культура Кореи очень древняя и насчитывает уже более 5 тыс. лет, а рожденное ею искусство сложное и самобытное.
Современное корейское искусство делится на искусство Северной Кореи и искусство Южной Кореи, так как сегодня это два независимых государства с отдельными культурами. Однако истоки этих культур были едины.
На искусство Страны утренней свежести испокон веков оказывал влияние соседствующий Китай, жители которого и дали Корее такое чудесное имя. Также большое разнообразие живописных жанров и сюжетов подарили традиционные верования корейцев — шаманизм, буддизм, конфуцианство, даосизм. Народное искусство сочетает в себе все упомянутые религии, а также отображает жизнь корейцев в прошлом.
Следы первой корейской живописи относят к бронзовому веку и периоду Трех государств. Несмотря на свою древность, изображения на стенах королевских гробниц продолжают поражать красотой - они сохранили свой первоначальный блеск . Поблагодарить за это можно особый состав древних красок — к минеральным компонентам добавляли клей.
Самые ранние изображения были обнаружены в гробницах периода королевства Когурё (37 до н. э. — 668 гг. н. э.) — великолепные стенные росписи в погребальных каменных камерах. Мотивы первой живописи Кореи были разными, но в основном они рассказывали о продолжении жизни в загробном мире. Люди периода Когурё изображали то, без чего не мыслили свою жизнь: дома, семью, слуг и свиту.
Религиозные взгляды постепенно менялись, что отображалось на сюжетах. Например, фрески периода Пэкче с лотосом и клубящимися облаками из гробницы в Нынсанни близ Пуё говорят о большем влиянии буддизма на бытовую жизнь корейцев.
Работы эпохи Объединённого Силла почти не сохранились, поэтому живопись этого периода мало изучена. По дошедшим до наших дней произведениям можно лишь сказать о комплексном развитии живописи, скульптуры, декоративно-прикладных ремесел и архитектуры, а также их тесной связи с буддийской идеологией и культом, чем объясняется уже исключительно буддийская направленность силланского искусства.
В период Корё ценность искусства возросла. Под влиянием Китая появилась академия живописи, где повышали свой уровень художники и обучалась знать. Тематика живописных работ была разнообразной и выходила за пределы буддийских сюжетов, которые преобладали в более ранние периоды. Художники писали портреты, пейзажи, животных, а также четыре добродетели, которые были зашифрованы в образах четырех благородных растений: сливовом дереве, хризантеме, орхидее и бамбуке.
Распространение получила «живопись литераторов»: отныне, наряду с каллиграфией, для художественных работ использовались горизонтальные и вертикальные свитки. Рисунки такого типа выполнялись кистью и тушью на бумаге или шелке, используя растительные и минеральные краски, так что нужный эффект создавался линиями, фактурой и пропорциями. Из всего вышеперечисленного складывается типичная форма станковой живописи. Это тот самый формат, который ассоциируются у людей нашего времени с азиатским искусством в первую очередь.
Традиционно корейская картина — это свиток вертикального, реже горизонтального типа. Само изображение занимает в этом свитке пространство, близкое по форме к квадрату.
Корейская история очень драматична, и это не могло ни затронуть искусство — многие произведения и даже признанные шедевры своего времени попросту не дошли до нас. Это не обошло стороной и искусство эпохи Корё: из-за пожаров во время войн большая часть работ сгорела — осталось не больше десятка экземпляров. Утешает лишь то, что память о знаменитой живописи корейских художников сохранили хроники.
Времена Чосон принесли развитие традиционным стилям, и окончательно оформили понятие станковой живописи как самостоятельного вида искусства. Картина имела форму свитка и предназначалась для украшения храмов и дворцов. Световая и линейная перспектива отсутствовали, а линия играла главную роль в картине.
С воцарением династии Ли в конце XIV в. начался новый подъем в изобразительном искусстве. Развивается профессиональная «бескостная» живопись. Это живопись тушью, которой свойственны быстрые широкие мазки, изображающие модель, «кость» же, или контур, отсутствует. Такая техника давала широкий простор упрощенному изображению, условности. Все картины - плоскостные: перспектива, светотень очень условны. Продолжала развиваться декоративная живопись, которая руководствовалась принципом «пренебрежения рисунком и выражения идеи».
Также в период Чосон появляется такое понятие как «Минхва» (민화) — народная живопись Кореи — художественная работа простых людей состоящая из изображений птиц, цветочных картин, дракона и десяти символов долголетия. Так как Корея когда-то была «страной тигров», тигр также является наиболее часто изображаемым предметом в народных картинах. Но в минхва страшный тигр изображается как абсурдное существо, написанное беспрепятственными и юмористическими, свободными штрихами для того, чтобы преодолеть страх людей перед священным животным и сделать его образ дружелюбнее. На данном примере мы можем наблюдать, как минхва доходчиво изображала надежды и желания простых людей.
Во время колониального периода (1910—1948 гг.) действия японских властей были направлены на полное уничтожение корейской самоидентичности, что сказалось на искусстве: многие мастера предпочитали плакатную живопись, используя её как инструмент агитации.
В послевоенный период распространилась эстетика экспрессионизма, позаимствованная у французских живописцев, а также авангардное искусство.
Сегодня среди корейских художников распространено два направления. Одни мастера работают в современном стиле — пишут картины с помощью масла или графики. Этот стиль называется соянхва (소양화).
Другие верны традициям корейской живописи — тонъянхва (동양화).
Однако, в наши дни в Корее все же преобладает модернистское направление, которое включает в себя большое количество инсталляций. Пройдя долгий и нелегкий, в большинстве своем самобытный путь, сохраняя вековые традиции, Корея синхронизируется с мировым искусством, которое предполагает выход за рамки холста и перенос зрителя из отстраненного созерцателя в непосредственного участника.
В наше время каждый имеет возможность прочувствовать волнения души мастера традиционной живописи, и одновременно, сопереживая новаторским взглядам, стать соучастником композиции современного корейского художника.
Автор: Лидия Зубкова
Источники:
1) Мировое искусство. Москва: Феникс, 2006г.
2) Лобода И.Г. Корейская мозаика. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985.
3) Всеобщая история искусств. М.: Институт теории и истории изобразительных искусств, 2001.
4) https://www.youtube.com/watch?v=vT9CU-s_AzI&t=2199s (Музей Востока)
5) https://vostalk.net/sovremennoe-iskusstvo-yuzhnoj-korei-v-poiskax-svoego-mesta/ (Журнал «Восток»)
6) https://typicalkorea.wordpress.com/2017/01/27/почему-корею-называют-страной-утренн/