Иногда бывает так: кажется строителю, что он удрал из лабиринта - а на самом деле, ничего подобного. Просто ему открылась одна из его многочисленных ловушек - он увидел мост.
Мост показался ему прочным и даже красивым, - фонари горели ровным и умиротворяющим светом, на парапете сидели сонные птицы, а противоположная сторона манила уютными и добрыми огнями. Было интересно: что там, за мостом?
Куда он ведет?
...Такие случайные мосты может найти не каждый строитель, а только давно и прочно слетевший с катушек. Отчаянье от работы по возведению новых кварталов, которая вдруг начинает казаться ему абсолютно бессмысленной и ненужной, приводит строителя к положению полного оцепенения. И вот он уже саботирует и отлынивает от плана "сто кирпичей за рабочий день", пока его коллеги усердно и в поте лица кладут кирпич на кирпич.
В таком низкочастотном состоянии строитель обычно заходит в тупики лабиринта. Оно и понятно: где тоска - там и тупик.
В местностях, где содержание строителей на один квадратный метр превышает восемь с половиной, на этом самом метре становится порой очень жарко, тесно и нечем дышать. Именно там есть шанс увидеть тупик такой силы и мощности, что никакой удар граблями по лбу с ним не сравнится.
Строителя тянет в иные места, невозможные и нереальные в данных жизненных условиях, он садится и смотрит в стену. Упорно и долго.
Если смотреть в стену несколько суток подряд, в какой-то судьбоносный момент тупик может превратиться в мост. Строитель радуется, встает и бежит по этому мосту.
Он думает, что перед ним сам собой открылся выход на свободу, в то место, где всё иначе. И где, что самое заманчивое, не нужно ничего строить.
Ему кажется, что какие-то смутные фигуры на той стороне моста жонглируют планетами и галактиками, - а может быть, просто апельсинами. Пока он в радостной спешке бежит по мосту навстречу огням, а сердце прыгает в груди, - ему почти ничего не видно.
Воображаемое в таком случае можно легко принять за действительное.
И вот он наконец перебегает через этот очень длинный и очень заманчивый мост и видит, что... вот сюрприз - вовсе не выбрался на свободу. А оказался в другом лабиринте. Похожем на тот, откуда он ушел.
Только в этом не строители - а маляры. Не строят, а красят нечто, прежней цивилизацией построенное.
А в целом - всё-то же самое, всё - как дома.
То, что ему мерещилось с прежней стороны моста как нечто манящее и вдохновляющее, как стайка ярких арлекинов - оказывается, просто люди с ведрами краски и унылыми лицами. Огни над трактирами и кафе оказались грубой и примитивной рекламой. А легкий ветерок доносит не запах цветущей сирени, а выхлоп из трубы лакокрасочной фабрики.
Вот так порой шутит лабиринт с теми, кто просто сидит в тупике и в тоску и смотрит в стену.
Лабиринт знает: быть недовольным реальностью недостаточно.
Еще и что-то делать обязательно надо. Желательно - не унывать. Уныние - это не дело.
У лабиринта таких ловушек для унывающих граждан припасено выше крыши, поэтому мудрецами предлагается делать лишь один финт ушами: даже если тебе невесело, притворись, что всё легко и очень смешно.
Шутов иногда выпускают.