У меня очень много вопросов к системе "отбора" и зачисления в «профильные классы» в девятом классе. Я позволю себе не согласиться с ней, и привести аргументы своего несогласия.
Первый – большинство детей, к этому времени, еще не определились с выбором профессии; второй – система отбора в профильные классы вступает в противоречие с конечной целью "профориентации"; третий – негативные психологические последствия для подростков.
Первый аргумент: проанализируем ситуацию профессиональной ориентации, на примере моих учеников.
С первых «шагов» редкий ребенок «твердо» знает, что он хочет стать музыкантом. За мой, более сорокалетний стаж – примеров таких очень не много, всего лишь, может быть, 10%. Далее, в 13 лет, ребенок начинает заниматься более осознанно, серьезно, и только, к окончанию музыкальной школы, ребенок принимает решение: «Мой выбор – я хочу стать музыкантом». И ключевое слово – «МОЙ ВЫБОР».
Вы скажете: «Сравнили». В школе предмет «музыка» – вообще «не предмет». А вот, что делать с математикой, физикой, биологией, иностранными языками?
Я приведу один пример: В конце 90-х, у нас с учениками состоялась поездка в составе молодежной делегации в Германию, в рамках детской модели ООН. Принимающая сторона была США. Цель нашей поездки – культурная программа в учебных заведениях, школах. У нас была возможность увидеть американские школы изнутри.
Что больше всего нас удивило? В американских школах нет деления на классы по предпочтениям, более того, в «общих» классах мы увидели детей с заболеваниями «дауна», рассеянного склероза и с другими отклонениями, с которыми в нашей стране, дети учатся в специализированных учебных учреждениях, но чаще, как мы знаем, «на дому».
Оказывется, домашних заданий, как таковых нет. Дети сами выбирают, по какому предмету дома им необходимо позаниматься дополнительно.
Неожиданно. Однако, начальное общее образование считается наше лучшим, а вот высшее звено отстает в рейтинге ведущих стран.
В педагогике есть понятие "отсроченного результата". Учимся долго. Образовательный уровень специалиста возможно оценить, только, в конце всего учебного процесса.
Один пример: с моей дочерью в университете училась девушка, которая, окончила школу с «золотой», "честно заработанной" медалью. Со второго курса она стала совмещать обучение в нашем университете с учебой в университете в США. С третьего курса она оставляет наш университет с комментариями: «там» обучение «на порядок» выше и ближе к профессии».
Психологи отмечают, что в детстве гораздо важнее ребенка всесторонне обучать и развивать. Школа наша имеет статус «общеобразовательной». В названии отражается ее назначение. Личные же предпочтения ребенка, его интересы можно реализовывать в учреждениях дополнительного образования. Музыкальные, художественные, спортивные школы, кванториумы, центры для одаренных детей – это, как раз те учебные заведения, где есть прекрасные условия, которые дают возможность развивать способности каждого ребенка в индивидуальном порядке, а не в "общих" школах, в классах по тридцать человек.
Второй аргумент: это мое мнение, и оно вытекает из первого. Если профильный класс, почему "средний" балл аттестата важнее «профильных» оценок? «Средний» балл – это показатель «общего» образования. Вопрос. А не получится так: решающее слово за «аттестатом»… и в профильном классе окажутся не те, кому интересны «профильные» предметы, и кто определился со своим выбором будущей профессии , а те самые, «хорошисты» и «отличники», которые учились все годы хорошо, и все предметы для них равнозначны, или другой вариант, худший: выбор сделан родителями.
Третий аргумент: девятый класс в жизни подростка – сложный. И «профильные» классы – не самая «тревожная кнопка» для него сейчас. В жизни подросшего ребенка для него много других, более важных и серьезных проблем. В этом возрасте у него идет процесс самоопределения: «кто он есть»? Идет осознание, что «я могу»? Впереди – большая, длинная жизнь…
В голове такая «каша». САМ хочу одно. Родители – другое. Учителя принимают решение: «Зачислять в «профильный» или не зачислять».
«Отчислить из школы нельзя оставить». Где поставят запятую вашему ребенку?
А психологи везде только и призывают: «Осторожно, подросток, самооценка на всю жизнь».
А подросток мечтал. Да, ленился. Но любимые предметы были. В «математический» не взяли. Из школы отчислили. Надо раньше было думать. «Аттестат» подвел.
Что дальше? Что в душе у него? Он «почти взрослый», а все равно, ребенок. Как ему справиться с такой «ношей»?
И нашему подростку теперь все, «пофиг». Грубо, но точно. И предметов теперь «любимых» нет. И с профессией – сомнение…
А вдруг, среди них были Эйнштейн и Ньютон? Или могли из них получиться, талантливые конструкторы, инженеры, программисты, ученые?
Так и хочется сказать: «Почему, так часто, мы взрослые, делаем, чтобы было лучше, а получается, как всегда…»
В конце хочу поддержать ребят, а также их родителей, у которых есть любимые предметы, но «аттестат» подвел, и закончить словами:
«Величайшие люди в истории редко бывали лучшими учениками, а лучшие ученики редко становились великими людьми». Оливер Уэнделл Холмс.
Жду ваших комментариев. С удовольствием с вами пообщаюсь.
Ваша Г. Молькова.