Найти тему
6000 миль до Голливуда

А у нас метеорит - а у вас? Суровая фантастика во Владивостоке будущего

("Мира", 2022, Россия)

Армагеддон с бюджетом 7 миллионов $ - не маловато ли для фантастики, посвященной столь эпохальному событию?
Да не, всё путём! В самый раз. Ибо ну что такое падение на Владивосток апокалиптического метеоритного дождя по сравнению с вторжением в Сочи
Чебурашки за 12 млн. $?

Кто придумал главгерою Валере такую фамилию, черт бы его знал, но звучит, мягко говоря, двусмысленно: космонавт Арабов.
Кто придумал главгерою Валере такую фамилию, черт бы его знал, но звучит, мягко говоря, двусмысленно: космонавт Арабов.

На самом деле для фильма ценою с один эпизод "Игры престолов", выглядит "Мира" Дмитрия Киселева ("Черная молния", "Время первых" и др.) довольно-таки сносно. И снята не на "отвали", а со всякими стилистическими подвывертами. Включая модную съемку некоторых сцен "одним планом", что тоже идет на пользу ее зрелищности и динамике. Так что просмотр этой картины "от нечего делать" вряд ли причинит вред вашим глазам и ушам. Наоборот, отрадно видеть, что режиссер, оператор и монтажер действительно работали. И даже на фоне бледненьких цифровых эффектов уровня "VHS 90-х" попытались создать нечто по-современному энергичное и драматичное.

А вот насчет вреда от "Миры" вашему чувству логического прекрасного - тут уверенности нет. Даже при наличии здесь аж 4-х (!) сценаристов - жутко модный тренд в росс. кино!
Особенно хромает в плане надуманности последняя треть фильма, когда доселе вменяемый (по меркам фильмов-катастроф) сюжет резко мутировал в подростковое фэнтези, и вся его адекватность полетела к чертям.
Но об этом чуть позже, а пока...

Пожалуй, лучшая бесплатная реклама чистящих порошков Сomet за всю их историю.
Пожалуй, лучшая бесплатная реклама чистящих порошков Сomet за всю их историю.

А тем временем во Владивостоке у нас 1 сентября либо обозримого, либо альтернативного - второе куда вероятнее, - будущего. Где живет и учится 15-летняя Лера (В. Устинова), страдающая не только панической пирофобией при виде каждой зажженной спички - природу сего лериного недуга нам потом объяснят, - но и от типичных подростковых "обидок" на всех и вся. Включая обиды на свою мать, нашедшую ей нового папу, самого отчима, а также родного папу Валеру (А. Белый). Последний много лет назад улетел на орбитальную станцию "Мира" (да, именно так, а не "Мир"), где с тех пор и трудится. А на досуге нагло использует могучий ИИ "Миры" для наблюдения из космоса за Лерой - примерно, как герои сериала "В поле зрения" юзали ИИ своей Машины.

И вот однажды мимо Земли угораздило просвистеть очередном астероиду. Который, однако, как та мышка из "Курочки Рябы", тоже махнул своим "кометным" хвостиком - и яичко-Земля затрещало под натиском сокрушительного метеоритного дождя. Вся мощь коего обрушилась в том числе на Владивосток, а также на "Миру", где после этого выжили лишь Валера да ИИ.
Выжили - и тотчас бросились помогать выживать бегающей по рушащемуся городу дочери. А точнее - указывать ей с орбиты менее рискованный путь в духе "Э, ты сюда не ходи, туда ходи. А то кирпич башка попадет, совсем мертвый будешь!".

Лере же предстяло спасать не только себя, но и 9-летнего сводного братика Егора. Которому она накануне катаклизма дала "полезный" совет: залезть одному (!) на строящуюся высотку (!!), и оттуда снять классный "видосик" про обещанный звездопад.
Ну Егор вместо того, чтобы пойти в школу, и залез. В одиночку. На верхотуру огромной стройки, ага. Ненуачо - сестренка же его любит, поэтому фигни не посоветует, так ведь?
Вот и пришлось потом Лере, когда в звездопаде "что-то пошло не так", спасать Егора с "космической" поддержкой папы Валеры. Бодренько,
по-голливудски, прыгая с этажа на этаж рушащегося здания. А папе - прыгая по отсекам разваливающейся станции - и впрямь не одной же Лере тянуть лямку страдалицы в этой истории!

Во-о-от! А пошли бы утром в школу, как все нормальные дети, и играть в догонялки-выживалки потом не пришлось бы!
Во-о-от! А пошли бы утром в школу, как все нормальные дети, и играть в догонялки-выживалки потом не пришлось бы!

Дабы не спойлерить, препарируя абсурдность оставшегося сюжета, опишу ее на чисто гипотетическом примере.
Итак, вообразите себе, допустим, глубокую угольную шахту. И вот ее внезапно начала затоплять вода, что грозило катастрофой с многочисленными жертвами. И так уж совпало, что включить помпы и устранить потоп оказалось некому. Все до единого, кто за них отвечал, утонули, а спасатели в ближайшем городе были позарез заняты другими делами.

И тут на сцену выходит 15-летняя девочка, да не простая, а страдающая сильной клаустрофобией. Которая тем не менее заявляет: а вот сейчас я спущусь в шахту и включу те самые помпы!
- Рехнулась, что ли? И думать забудь! - отвечает ей на это по телефону обалдевший папа. - Мало того, что ты никогда не была в шахте, а в тесном пространстве впадаешь в панику, так ведь ты вдобавок ни рожна не смыслишь в шахтном оборудовании!
- А вдруг не впаду в панику? А если в чем не смыслю, в том ты мне подскажешь! - упирается дочка.

- Вот еще! И не подумаю! - отрезает папа. - А ну-ка быстро ноги в руки и бегом к маме, черт бы тебя побрал!
- Ах, так! - топает ногами строптивица. - И фиг с тобой! Без тебя справлюсь! Мой друг книжку про шахтеров читал, авось разберемся, что к чему!
После чего в гневе швыряет телефон в реку (
SIC!) и лезет очертя голову в уже наполовину затопленную шахту. Без карты, фонарика, инструментов и снаряжения, прихватив с собой лишь друга... однорукого инвалида.
А глядящие им вслед Станиславский в обнимку с Дарвином растроганно плачут и хором кричат: "Верим! Верим! Конечно же, они выживут!"

- Хьюстон, у нас всё зашибись! А это так, ерунда: просто свет с Венеры отразился от верхних слоев атмосферы и вызвал взрыв болотного газа.
- Хьюстон, у нас всё зашибись! А это так, ерунда: просто свет с Венеры отразился от верхних слоев атмосферы и вызвал взрыв болотного газа.

Повторюсь: всё это сидели и сочиняли 4 сценариста, причем далеко не дебютанты.
И да - если в их защиту вам захочется привести в пример мегаглупости того же "
Армагеддона", обращаю ваше внимание на одно существенное отличие.
А именно: в фильме Бэя подобным героизмом занимаются не подростки, а взрослые дяди-технари. Которые вдобавок прошли курс обучения по работе с незнакомым им прежде, космическим и подрывным оборудованием. И тем более не страдают тяжелыми фобиями. Даже безумец Лев Андропов начинает бить монтировкой по технике лишь в самом крайнем случае. И явно зная, куда надо ударить, раз уж он полез ковыряться в "тайваньских блоках".

То есть даже в столь несусветной бэй-бредятине есть своя примитивная, базовая логика. В "Мире" же последняя треть картины доведена до полной ахинеи. Которой, однако, не случилось бы, продолжай Лера просто бегать по городу, спасая себя и своих близких - естественное поведение для неробкого подростка. Того, кто покамест маловат, глуповат и слабоват для решения по-настоящему взрослых и технически сложных проблем.

***

В общем, досадно, что под конец "Мира" скатилась в наигранную и высосанную из пальца галиматью, хотя час с лишним прикидывалась вполне смотрибельным эконом-"Армагеддоном". Где и мелодрама, и драйв были выдержаны в разумной пропорции, а логика укладывалась в рамки "для такого экшен-балагана - сойдет".
К сожалению, но даже 4 штатных сценариста не сумели удержать в сюжете "
Миры" четкий баланс между абсурдом художественным и просто абсурдом. Поэтому досматривать ее приходится уже через щели в фейспалме, что и на итоговом впечатлении отражается, увы, не лучшим образом.
Хотя, если по своей натуре вы зритель великодушный и снисходительный, готовый прощать отечественному кино и не такое - что ж, тогда и "
Мира" рискует вам понравиться. И тогда от моего ворчания вы можете просто отмахнуться, как космонавт Андропов монтировкой.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 12+):