186 лет тому назад, 8 февраля 1837 года Александр Сергеевич Пушкин вышел стреляться на пистолетах с Жоржем Дантесом.
Печальный итог этой дуэли известен всем — поэт умер через 2 дня.
Но я хочу рассказать о намного менее известных фактах, которые сделали великого русского поэта близким Баку и Азербайджану (как и самих азербайджанцев интересным феноменом для Пушкина).
Начну пожалуй с памятника Пушкину в Баку — единственного из подобного рода бакинских памятников, установленных уже во времена независимости.
Памятник Пушкину в Баку
На самом деле в Баку "два Пушкина".
Первая статуя была установлена на фасаде Библиотеки им. Ахундова в 1960 году. (Работа заслуженного художника Азербайджанской ССР Ахмета Цаликова.)
А вот со вторым, полновесным памятником руки Юрия Орехова, все намного интереснее.
- Во-первых, он был установлен в 2001 году, в тяжелые для Республики времена, когда было не до памятников;
- во-вторых, его открывал тогдашний Президент Азербайджана Гейдар Алиев:
- в-третьих, у памятника по сей день проводятся различные мероприятия связанные с Пушкиным.
Из речи Гейдара Алиевича на открытии памятника:
...Пушкин - это родной для Азербайджана человек... еще в ХIХ веке творчество Пушкина изучалось и переводилось в Азербайджане азербайджанскими просветителями, учеными, поэтами.
...Все это наглядно свидетельствует о том, насколько известным и дорогим человеком был Пушкин в Азербайджане. Неслучайно, одна из широких улиц в центре Баку носит имя Пушкина...
...Я хорошо знаю улицу Пушкина с тех пор, как узнал Баку. Думаю, что и все бакинцы… Никто не задумывается над тем, когда это имя присвоено. Это воспринимается вполне естественно. И это свидетельствует об отношении азербайджанского народа к Пушкину...
...Личные связи родителей Пушкина с выдающейся личностью Азербайджана Аббасгулу Ага Бакихановым также свидетельствуют об интересе, уважении и любви передовых людей Азербайджана к Пушкину...
Бакиханов и родители Пушкина
Аббас-Кули-ага Бакиханов одна из самых значительных фигур азербайджанской культуры первой трети 19 века. Учёный-просветитель, поэт, писатель, военный переводчик, полковник. Был вхож в круг видных деятелей культуры Российской Империи той поры. Был близко знаком с Грибоедовым, Бестужевым, Чавчавадзе.
Есть неподтвержденные сведения, что знавал и Пушкина, познакомившись с ним в Эрзеруме.
Однако, мы будет отталкиваться от документальных свидетельств. В частности от писем.
Письма
В начале 30-х годов 19 века, генерал Паскевич, назначенный польским наместником, решает окружить себя преданной охраной из кавказцев. Так сказать личной гвардией. В чем призывает ему помочь подполковника Бакиханова, которого прекрасно знает со времен своего "закавказского наместничества".
В Польше, Бакиханов сближается с Николаем Павлищевым, а потом и становится другом семьи.
Николай же был женат на родной сестре Пушкина, Ольге Сергеевне. Поэтому нет ничего удивительного, что когда Аббас-кули отправился в Сан-Петербург, дочь снабдила его рекомендательным письмом к родителям.
Вот что писала в ответ мама Пушкина, Надежда Осиповна:
Аббас-Кули ага представился нам через несколько часов после твоего письма, какой интересный человек, как он хорошо объясняется, я люблю его манеру держаться, он мне бесконечно нравится, я благодарю тебя за то, что ты его прислала к нам, он долго был в пути, потому что он остался одну неделю в Риге и еще где-то. Леон (Лев — брат Пушкина) и Александр были очень обрадованы видеть его, он обедал у нас…
(с) 25 мая 1834 г
А это отец, Сергей Львович:
Твое письмо начало рассеивать туман и через час Аббас принес нам еще одно письмо от тебя, чтобы сказать, не без преувеличения, солнце после этого показалось более блестящим как никогда, и я повеселел на весь день. Аббас обедает у нас, он так привязчив, так приветлив, так полон предупредительности, что мы с ним как старые друзья. Я навестил его на следующий день. Надеялся сегодня, в день рождения Александра, познакомить его с Вяземским, м-ль Мещерской и м-ль Карамзиной Софией, они отплывают через два часа в Италию. Александр сам сопровождает их до Кронштадта… Я его повезу к Вяземским в одно утро перед нашим отъездом в деревню, куда я собираюсь уехать…
(с) 26 мая 1834 г.
Есть еще несколько упоминаний о Бакиханове в письмах родителей, пока он находился в Санкт-Петербурге. Последнее содержится в письме отца:
Аббас-Кули простился с нами очень нежно. Он обнял меня несколько раз. Я уверен, что имею право к дружбе, которую он питает к тебе и к Леону. но это для меня приятнее, я люблю его от всего сердца. Он действительно очень интересный и безусловно таков, каким ты его нам описала, и я чувствовал себя с ним совсем свободно.
Мирза Фатали Ахундов и Пушкин
В 1837 году, Ахундову 25, он служит в канцелярии кавказского наместника в Тифлисе - переводчиком с восточных языков. Фактически по тому же профилю, что ранее Бакиханов.
Известие о гибели Пушкина настолько шокировало молодого Мирзу Фатали, что он пишет «Восточную поэму на смерть Пушкина» — самое значительное свое произведение, и первое из опубликованных.
Написанная в стиле восточной поэзии, она считается вторым лучшим посвящением Пушкину, после лермонтовского "Смерть поэта".
Не даром, когда Гейдар Алиев открывал памятник Пушкину в Баку, свою речь он закончил строками из поэмы Ахундова:
Чертог поэзии украсил Ломоносов,
Но только Пушкин в нем
господствует один.
Страну волшебных слов завоевал Державин,
Но только Пушкин в ней
державный властелин.
Пусть Николай царит от Волги до Китая,
Но покорил весь мир лишь Пушкин-исполин.
Еще один Пушкин в Баку
На этом связь Пушкиных с Азербайджаном не закончилась.
В 1888 году, комендантом Баку назначают Василия Львовича Пушкина, чей прадед был братом бабушки Александра Сергеевича.