Найти тему
ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЛОВА

Музыкальный новатор из средневековья 🎶

Гвидо из Ареццо
Гвидо из Ареццо

В прошлый раз я писала про удивительные музыкально-математические открытия, которые сделал Пифагор две с половиной тысячи лет назад (ПИФАГОР И ГАРМОНИЯ). Именно Пифагор открыл законы гармонических отношений между звуками. Он определил, почему одни интервалы (интервал – это промежуток, между двумя музыкальными звуками) созвучны и гармоничны, в то время как другие – диссонансны и негармоничны. В этот раз я постараюсь прояснить моменты, связанные с НАПИСАНИЕМ НОТ. Не все же могут играть на слух, большинству нужны ноты.

Музыка играет такую большую роль в моей жизни, что я просто не могу обойти эту тему. К тому же, можно провести параллель между музыкальным языком и языком вербальным (ритм, интонация и тон). Давайте вместе ответим на несколько вопросов. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, КТО придумал европейскую нотную грамоту и ПОЧЕМУ ноты имеют названия именно “до”, “ре”, “ми”, “фа”, “соль”, “ля”, “си’? Что означают названия семи нот?

Изобретателем всемирно известной нотной грамоты является монах
Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо), живший в эпоху Средневековья (990-1160 гг. нашей эры). Нотная грамота зародилась недалеко от Флоренции, в небольшом городке под названием Ареццо.

Памятник монаху-бенедиктинцу Гвидо из Ареццо
Памятник монаху-бенедиктинцу Гвидо из Ареццо

Гвидо был учителем музыки и хорового церковного пения при разных храмах. Работа эта была очень непростая. Почему? Дело в том, что во времена Гвидо мелодии записывались с помощью значков, называемых "невмы". Они представляли собой крючки и завитки, нарисованные над тексом песнопения. Никаких линеек (нотного стана) не было. Невмы не позволяли зафиксировать мелодию точно, они лишь указывали направление движения мелодии (вверх или вниз) и заучивать мелодии было сложно. Гвидо был не только талантливым музыкантом, он еще был и новатором. Он догадался расположить невмы на нескольких линейках (каждая линия обозначала определенный звук), а потом вместо невм придумал значки для обозначения звуков, чтобы мелодию можно было записывать и "читать" с листа. Значки получили название "нота" (от латинского слова nota — знак).

Стал вопрос, как назвать ноты. Гвидо решил дать им названия на основе акростиха (первых букв строк) молитвы к Иоанну Крестителю.
Эту молитву он очень ценил, а мелодию к гимну сочинил сам. Его система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях.

Иоанн Креститель на картине Тециана
Иоанн Креститель на картине Тециана

Вот как выглядела молитва к Иоанну Крестителю:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes

Как видно из текста - первый слог в каждой строке – название ноты. В переводе с латыни: "Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн". Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог UT – закрытый и пропеть его красиво невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, UT, в шестнадцатом веке заменили на DO (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в Европе и сохраняется до наших дней. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли сами пропеть и выучить нужную мелодию.

На рисунках видно, как проходила трансформация записи мелодий от
невм до пятилинейной нотации. На первом рисунке мы видим текст с невмами над ним. На следующем мы видим ноты в виде заштрихованных квадратиков, которые размещались на нотном стане, состоявшем из четырёх параллельных линеек. На последнем рисунке этих линеек пять и ноты изображены кружочками, при этом принцип, введённый Гвидо, остался без изменений: более высокие ноты находятся на более высокой линейке.

Спустя 16 (!) веков после Пифагора Гвидо д’Ареццо открыл музыку в новом качестве. Он – человек, которому обязаны все музыканты последнего тысячелетия, ведь до его изобретения получить музыкальное образование могли лишь единицы, а повторить мелодию возможно было только на слух.

Напоследок по просьбе моих студентов - несколько широко распространенных музыкальных терминов на английском языке. Итак,
"играть что-то на слух" переводится идиомой "play something by ear", "ноты" - "sheet music",
"нота" - "note",
"высота звука" - "pitch",
"ритм" - "rhythm",
"темп"- "tempo",
"скрипичный ключ" - "treble clef",
"басовый ключ" - "bass clef",
"гамма" - "scale",
"тональность" - "key",
"тоника" – "keynote",
"диез – sharp",
"бемоль" – "flat",
"такт" - "bar".

-5

Если Вам понравилась эта статья, ставьте палец вверх 👍, оставайтесь на связи, делитесь этим материалом в соцсетях. Буду очень рада и благодарна 😊, если Вы поддержите проект, подписавшись на канал. Это даст мне дополнительную мотивацию писать интересные и содержательные статьи.

#история #истории #музыка #культура #все_самое_интересное