Найти в Дзене
Реплика от скептика

Либединская, Л. Зелёная лампа

Фотография автора
Фотография автора

Воспоминания Лидии Либединской – это замечательный праздник для глаз, мозга и души. Прекрасный язык, интереснейшее содержание, замечательные картинки старой, ушедшей Москвы, искренняя радость от воспоминаний детства, гордость за своих предков, открытое, улыбающееся лицо на обложке – весь этот букет позволяет прочитать книгу на одном дыхании.

Автор книги – Лидия Борисовна Либединская (1921-2006), урожденная Толстая, с гордостью пишет о своих родителях, бабушках и дедушках. Родители её отца, Бориса Дмитриевича Толстого – Дмитрий Евгеньевич и Мария Дмитриевна Толстые – дальние родственники Льва Николаевича Толстого: у них была общая прабабка, Александра Ивановна Щетинина, а дед Льва Толстого Илья Андреевич Толстой был родным братом прадеда Бориса Дмитриевича – Василия Андреевича Толстого.

Родители матери, Татьяны Владимировны Ефимовой (Вечорки) – Владимир Николаевич и Нина Алексеевна Ефимовы – тоже имеют старинные и славные дворянские корни. Имя Тихона Ефимова, калужского крестьянина, получившего потомственное дворянство за мужество, проявленное в боях с французами, было высечено золотом на фасаде Храма Христа Спасителя вместе с другими именами героев Отечественной войны 1812 года. А брат Татьяны Владимировны - Алексей Владимирович Ефимов – стал известным историком, по учебникам которого училось не одно поколение школьников и студентов. Я лично помню этот учебник – «Новая история» для 8 класса со стенами Бастилии на обложке.

Сама Лида с детства была знакома со многими писателями и поэтами, которые дружили с её родителями – Юрием Олешей, Алексеем Кручёных, Артёмом Весёлым, многими другими.

В книге приводится множество интересных, забавных и не очень, историй, упоминаются многие интересные люди – семья Бруни, к примеру – известный художник Лев Александрович и его жена Нина Константиновна, дочь Бальмонта. Немало тёплых страниц посвящено Михаилу Аркадьевичу Светлову, с которым Лидию Дмитриевну связывали очень тесные отношения.

Мемуарные книги интересны, как правило, не только содержанием, но и личностью самого автора. Читая воспоминания Лидии Либединской, я ещё больше убедилась в этом. Автор книги, несмотря на сложное время и обстоятельства, которые пришлись ей на жизнь, была удивительно позитивным человеком, с самого детства. И в этом, наверное, заслуга её родителей. Как они, бывшие дворяне, прекрасно понимая, что происходит в стране, смогли воспитать дочь без ненависти к советскому строю? Было ли это их мудростью, осознанным выбором или случайностью? Но Лида с детской непосредственной радостью и энтузиазмом принимала участие в разрушении старого мира, боролась с «мещанством», выбрасывая из дома на помойку все остатки старого мира, в том числе и имеющие историческую ценность портреты предков, искренне переживала, когда из-за происхождения её не приняли в пионеры. А бабушка-дворянка пошла в школу настаивать, чтобы её внучке позволили, как и всем её одноклассникам, носить на шее красный галстук.

Совсем по-другому восприняла Лидия Борисовна послевоенные репрессии сталинского режима: уже была взрослой и больше знала и понимала. Но очень хотела верить в то, что всё происходящее в стране – это большая ошибка. Именно поэтому, наверное, написала она искренние слова восхищения коммунистами – не теми, что погибли в борьбе за социализм или в сталинских лагерях, а теми, кто искренне продолжал верить в светлое будущее коммунизма. Как она сама пишет,

«о тех, кто оставался жить на свободе, и всё во имя той же веры, принятой ими смолоду, становился соучастником государственных преступлений, стараясь изо всех сил убедить себя, что вершит дело, необходимое самому священному для них – партии! Потерять эту веру для них было равносильно смерти. И когда обманывать себя больше стало невозможно, они умирали – от болезней или кончая жизнь самоубийством».

Эти строки написаны об Александре Фадееве, но могут быть отнесены не только к нему.

И ещё один момент. В книге множество интереснейших фотографий. На одной из них запечатлена автор книги в день памяти Александра Блока. Автор этой фотографии – Р.Шкабыдова. Я хорошо знаю московскую поэтессу Раису Алексеевну Шкабыдову, её книги с дарственной надписью мне стоят у меня на полке. Вот так, через людей, и ощущается связь времён.

Воспоминания Лидии Либединской заканчиваются смертью её любимого мужа – писателя Юрия Либединского. Но в книге есть ещё несколько самостоятельных, не вошедших в основной текст очерков о людях, с которыми Лидия Борисовна была знакома – о Вере Инбер и Илье Сельвинском, о Зиновии Гердте и Давиде Самойлове, и о многих других.

Хорошие цитаты:

«Портреты, письма, документы – самое драгоценное, что хранит память об ушедших людях, об их разных и нелёгких судьбах. Сберечь эти свидетельства – наш долг, никто за нас этого не сделает! Знай: благодарная память – достоинство человека, беспамятство – его позор!»

- так сказал отец Лиде, когда она вынесла на помойку старые портреты.

О страшных 30-х годах:

«В те годы дети были лучше взрослых. Они ничего не боялись, они верили в дружбу, в товарищество, они не подозревали, что такое «приятельские отношения». Мы вставали на рассвете и ехали занимать очереди в тюрьмах, чтобы товарищи наши могли передать родителям пакетики с едой. Мы ночевали у товарищей, если они оставались одни. Квартиры их опечатывали, дети оказывались на улице, и, если не было родственников, которые могли бы их приютить, мы забирали их к себе, чтобы их не отправили в детские приюты. Разве могли мы себе представить, что многие из них по окончании школы сами будут арестованы как «потенциальные мстители» за отцов и матерей?!»

Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/61F10009513A3524.html

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!