Найти тему
BFM.ru

Мэр Парижа предлагает из олимпийцев России и Белоруссии сделать беженцев. Комментарий Георгия Бовта

   Георгий Бовт.Михаил Фомичев/ТАСС
Георгий Бовт.Михаил Фомичев/ТАСС

Мэр Парижа Анн Идальго считает, что российским спортсменам нельзя выступать на Олимпиаде-2024 даже под нейтральным флагом, хотя еще в конце января она поддерживала этот вариант. Она высказала мысль, что олимпийцы из РФ могли бы выступить на Играх в команде беженцев. Олимпийская чемпионка и депутат Госдумы Светлана Журова назвала позицию Анн Идальго русофобской. «Если Запад хочет соответствовать Олимпийской хартии, то МОК должен на Олимпиаде в Париже запретить всем национальную символику. Олимпиада — соревнование не стран, а спортсменов. Пусть приезжают лучшие из лучших и соревнуются. Потому что эти бойкоты и запреты — детский сад», — сказала Журова. К чему дело идет?

Высказывание мэра Парижа, убежденной социалистки и внучки испанского коммуниста — участника Гражданской войны против Франко, может показаться неожиданным со стороны, хотя она известна целым рядом противоречивых заявлений и действий. В основном левацкого свойства. Идальго даже участвовала в президентских выборах, но, набрав ничтожное число голосов в первом туре, во втором призвала голосовать за Макрона.

С французским президентом, впрочем, она теперь расходится по вопросу участия российских спортсменов в Олимпиаде, ведь Елисейский дворец по-прежнему за — но под нейтральным флагом. Что касается Международного олимпийского комитета, который вбросил идею на обсуждение в конце января, то он пока окончательного решения не вынес. Зато поднял целую бурю в мировом спортивном сообществе. Около 40 стран на сегодня выступают против допуска россиян и белорусов даже под нейтральным флагом. Поначалу некоторые наиболее решительно настроенные вслед за Украиной пригрозили в этом случае даже бойкотом. Такие заявления прозвучали от стран Балтии, ряда скандинавских стран, Чехии и некоторых других. Однако затем практически все, во всяком случае на уровне своих национальных олимпийских комитетов, от такой идеи открестились: мол, чего это мы будем наказывать своих спортсменов неучастием в Играх за то, что делают русские на Украине. На сегодня официально решения о бойкоте Олимпиады в случае участия россиян не приняла ни одна страна.

10 февраля министры спорта примерно 40 стран соберутся, чтобы скоординировать свои дальнейшие действия. Это, в частности, представители Европейского олимпийского комитета, министры, если говорить о сильных спортивных державах, Австралии, Великобритании, Канады, Южной Кореи, США, Японии и других. Обещают сформулировать «общую сильную позицию».

Если они действительно договорятся о едином фронте и выдвинут некие четкие условия для участия спортсменов из двух стран Союзного государства, то для МОК будет практически невозможно игнорировать их мнение. Анн Идальго — сознательно или несознательно — подкинула в канун этой встречи весьма радикальную идею, которая теоретически может стать основой для дискуссии или даже предложений от 40 стран к МОК. Мол, вы искали пути, как допустить россиян, ну, так вот он, этот путь.

Многим из числа «заклятых друзей» именно он и может понравиться — тем, что для россиян такой вариант будет выглядеть довольно унизительным. Притом что под само ооновское понятие «беженцы» они вообще никак не подпадают. В этом случае их лишат не только национальной символики, но даже и нейтрального флага, смешав со спортсменами из других стран, которых допустят на Олимпиаду в таком же качестве. На параде открытия Олимпиады они не смогут пройти единой командой, как было на последних олимпиадах под нейтральным флагом.

Олимпийская команда спортсменов-беженцев была создана впервые для участия в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро в 2016 году, как раз по инициативе нынешнего президента МОК Томаса Баха. Он очень гордится этим. Тогда в команду набрали десять человек из таких стран, погрязших во внутренних кровавых конфликтах, как Демократическая Республика Конго, Сирия, Эфиопия и Южный Судан. На токийской Олимпиаде в 2021 году в команду набрали уже 29 атлетов — из Афганистана, Камеруна, двух Конго, Эритреи, Ирака, Южного Судана, Сирии и Венесуэлы. Они соревновались в 12 видах спорта, но особо ничего не выиграли.

Зато некоторые члены команды беженцев после Олимпиады нашли свою новую спортивную родину. Сам отбор в такую команду довольно субъективен. Так, 29 атлетов в Токио отобрали всего лишь из 55 кандидатов. Десятку в Рио набрали из 43. Все решает, по сути, МОК. При нем создан специальный фонд, который выделяет спортсменам-беженцам небольшие стипендии. Ведь они отрезаны от финансирования в своей стране. Применительно к России, если будут всерьез обсуждать эту дикую идею, наверняка добавят еще и запрет такого финансирования.

В качестве альтернативного предложения по отношению к идее мэра Парижа придать россиянам на Олимпиаде-24 статус эдаких клошаров может быть выдвинуто условие, согласно которому спортсмены из России и Белоруссии смогут попасть на Олимпийские игры под нейтральным флагом, но только в том случае, если к тому времени будут завершены боевые действия на Украине. Некоторые будут проталкивать идею обязать спортсменов выступить с каким-нибудь антивоенным заявлением, осудить СВО. Так что нельзя исключать, что вопрос будет подвешен еще долго. Нервы помотают, в общем.