Найти тему
ПОЕДЕМ, ПОГЛЯДИМ!

Самым экзотическим в России гротом можно полюбоваться в Кусково

«Диковиной Петербурга» почти полвека называли грот Летнего сада, созданный по проекту Андреаса Шлютера на месте выбранном Петром I.

Фрагмент украшения Грота
Фрагмент украшения Грота

Открыли «Диковину» в 1725 году, а в 1777 году грот разрушило наводнение. Позднее на его месте под руководством Карла Росси построили Кофейный домик уже в стиле моды XIX века.

Павильон "Грот"
Павильон "Грот"

Грот, как элемент садово-паркового искусства впервые появился в Италии. Само слово «грот» переводится с итальянского как «пещера». Его обычно располагают рядом с водоемом, бывает частично в воде, а иногда и на островке, специально отсыпанном в какой-либо части водоема.

В Зале
В Зале

Грот мог спасти гуляющих в парке людей и от солнца, и от дождя, и от ветра, и от любопытных –если надо было посекретничать. Итальянское изобретение так вдохновило европейцев, что грот стал почти обязательным атрибутом их парков. Из Европы в Россию это архитектурное новшество привез Петр I.

Среди всех сооруженных в России гротов, самым экзотическим, самым уникальным стал каменный грот, строительством которого с 1756 по 1761 годы занимался крепостной архитектор Федор Аргунов в усадьбе Кусково, принадлежащей графу Петру Борисовичу Шереметеву.

Скульптура в Зале
Скульптура в Зале

Это здание в стиле рококо, состоящее из трех помещений – круглого зала в центре и двух боковых кабинетов, очень напоминает павильон, построенный Бартоломео Растрелли в Царском Селе в эти же годы. Шли разговоры, что Федора Аргунова возили в Царское Село, чтобы ему было понятнее, что господа от него хотят.

Самое интересное, что именно эти два павильона - единственные оставшиеся в России от Галантного века, после всех войн и революций. Но грот, тот что в Кусково, может гордиться своей уникальностью.

Такими бра украшен грот
Такими бра украшен грот

В 1761 году Шереметев нанял для отделки павильона отделочных дел мастера, немца Иоганна Фохта. Его отделочные работы заняли почти в три раза больше времени, чем строительные и завершились к 1775 году. Но результат превзошел все самые смелые ожидания! Оформление зала и кабинетов необычно, интересно и просто шедеврально!

Панно Олень в Зале
Панно Олень в Зале

Внутри павильон «Грот» состоит из центрального круглого зала, окруженного двумя кабинетами: южный и северный.

Попасть в грот можно через главный вдох, за которым сразу оказываешься в зале с куполообразным верхом. Люкарны (оконные проемы купола) затягивали тканью зеленого цвета – добиваясь «подводного» освещения. Все имеющиеся средства были направлены на то, чтобы превратить внутреннее пространство в пещеру.

Панно с сюжетной сценой
Панно с сюжетной сценой

Стены украшали панно из ракушечника. Сколько их было? Наверное, так и было три – одно с изображением оленя, а два с сюжетными сценами, которые волею судеб оказались спасены и их удалось отреставрировать. Сейчас они встречают каждого входящего в грот.

Два кабинета, обхватившие центральный зал с двух сторон – с северной и южный сохранили за собой соответствующие тона, южный кабинет –теплые тона, а северный – холодные. Стены и своды обоих кабинетов мастер украсил экзотическими гротесками.

Второе панно
Второе панно

«Гротески» - причудливые декоративные композиции, сочетающие фантастические и реальные элементы. Все здесь создает сказочный, экзотический мир. Само слово «гротеск» в итальянском языке означает «гротовый». Именно интерьеры итальянских гротов первоначально украшались такими мотивами.

Одна из деревянных скульптур в северном кабинете
Одна из деревянных скульптур в северном кабинете

Для своих «гротесков» немецкий чародей использовал гипсовую лепнину, туф, мох, кораллы, перламутр, кусочки дробленного стекла и зеркал, а также роспись, имитирующую камни.

Причудливые изгибы и затейливые завитки фантастических растений, изображения диковинных птиц, животных, рыб и расходящихся солнечных лучей на фоне белого, серого, желтого и розового туфа – все здесь подчинено задаче создания сказочного, экзотического мира.

Фрагмент украшения северного кабинета
Фрагмент украшения северного кабинета

Ракушечная скульптура, воспринимаемая в России как раритет, представляет собой уникальные произведения западноевропейских мастеров второй половины ХVIII века, не имеющая аналогов в нашей стране.

Самым необычным и удивительным материалом, который мастер использовал в создании рисунков и прочего внутреннего убранства грота – являются ракушки.

Фрагмент украшения северного кабинета
Фрагмент украшения северного кабинета

В разных источников приводится два варианта количества видов ракушек – 24 и 26. Но доподлинно известно, что в убранстве грота приняли участие тысячи ракушек из Черного, Средиземного, Красного, Японского морей, Индийского, Атлантического, Тихого океанов и водоемов Подмосковья.

Любуясь внутренним убранством грота, восхищаясь и разглядывая узоры, составленные из такого разнообразия раковин - понимаешь, что процесс украшения грота был сложным и длительным. Около десяти лет понадобилось мастеру, чтобы выполнить эту работу. Граф Шереметев принял ее у немецкого мастера Иоганна Фохта в 1775 году.

В северном кабинете
В северном кабинете

В том же, 1775 году летнюю усадьбу графов Шереметевых посетила с визитом Екатерина Великая, которой был дан торжественный обед организованный в гроте. Говорят, что Екатерина Великая трижды посещала усадьбу при жизни.

А сто лет спустя уже правнук графа Петра Борисовича Шереметева встречал Александра III в усадьбе и также почивал его торжественным обедом в этом гроте.

Фрагмент украшения южного кабинета
Фрагмент украшения южного кабинета

После Великой Октябрьской революции усадьбу разграбили, а в гроте расположилась пивная с бесконечным хлопаньем дверьми в любое время года. Известно, что одно из кабинетов грота было переоборудовано в склад продуктов и ящиков с пивом. Постепенно и регулярно ракушки отваливались от своих мест и падали на пол, с которого их просто выметали и вымывали как досадный мусор.

фрагмент южного кабинета
фрагмент южного кабинета

После ВОВ спохватились, законсервировали грот, но ограничивались поддержанием памятника и консервацией ракушечного декора.

В конце ноября 2019 года в музее-усадьбе «Кусково» завершилась комплексная реставрация павильона «Грот» середины XVIII века.

В южном кабинете
В южном кабинете

Особо радует возрождение ракушечного убранства интерьеров всех трех комнат Грота, утраченного за все эти 100 лет, прошедшие после Революции.

Надо отдать должное золотым рукам специалистов Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, которые восстановили и «гротические» глиняные скульптуры, и сюжетные панно и всю прочую красоту инкрустированную ракушками, кораллами и перламутром.

В южном кабинете
В южном кабинете

Какого труда ученым стоило идентифицировать и собрать необходимое количество нужных раковин. Через прошедшие века некоторые виды их оказались занесенными в Красную книгу, а 7 видов из первоначально используемых, вообще исчезли из природы.

Павильон «Грот» что стоит на территории музея-усадьбы Кусково, построенного графом П.Б.Шереметевым на сегодняшний день единственный в России павильон, которому случилось сохранить свою уникальную «гротическую» отделку XVIII века.

Одна из деревянных скульптур южного кабинета
Одна из деревянных скульптур южного кабинета

Лучше конечно посетить усадьбу Кусково в «зелёный» интервал года, когда и парк будет радовать, и солнце освещать внутреннее убранство зданий и помещений усадьбы. Грот открыт для туристов даже зимой, даже в снегопады.

Спасибо, что дочитали до конца!

Подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии, не забывайте ставить лайки.