Поклонники «Звездных войн» уже шутят, что сериал «Андор», пожалуй, единственное произведение легендарной франшизы, где зрители не увидят вечно песчаной планеты Татуин и лазерных мечей. И это верно – новый сериал из вселенной «Звездных войн», кажется, специально снят с предельным реализмом. Как будто для того, чтобы подчеркнуть – история сопротивления тоталитаризму и насилию совсем не является сказкой, это тяжелая и довольно грязная борьба, где некогда выгуливать свои белые плащи и джедайскую философию.
И в то же время в «Андоре» есть все, чтобы заставить нас поверить, что мы действительно находимся в далекой, далекой галактике – огромные холодные космические корабли и трогательные привязчивые дроиды, безликие одинаковые имперские штурмовики и преисполненные личностных особенностей храбрые повстанцы. Именно эта двойственность, сочетание вымышленного мира и вполне реальной, так напоминающей нашу действительность борьбы добра со злом, делает сериал таким необычным и захватывающим зрелищем.
Это уже не совсем чистое фэнтези, вроде «Стражи», но еще не гиперреалистичный шпионский триллер вроде знаменитой «Родины» - а что-то среднее и при этом совершенно самобытное. Выбор актеров на главные роли в «Андоре» только подтверждает эти мысли о двойственности. С одной стороны знаменитая «тетя Петуния» из «Гарри Поттера» Фиона Шоу, Анафема из «Благих знамений» Адриа Архона и барон Харконнен из «Дюны» Стеллан Скарсгард. С другой – звезда «Коматозников» и «Наркос. Мексика» Диего Луна, снимавшийся в исторических костюмных драмах Кайл Соллер и Фэй Марсей, известная ролью дочери российского олигарха в сериале «МакМафия».
При этом большинство актеров «Андора» обладает и значительным театральным опытом, что именно здесь пришлось очень кстати. Потому что весь сюжет сериала, не слишком изобилующего различными спецэффектами, держится на диалогах и актерском мастерстве исполнителей всех ключевых персонажей. Именно их мучительные метания в выборе средств, сомнения или, напротив, уверенность в собственной правоте, этические компромиссы или бескомпромиссная упертость выносятся здесь на первый план и замыкают все зрительское внимание на себе.
И именно поэтому, возможно, многим фанатам фильма «Изгой-один», приквелом к которому и является сериал про Кассиана Андора, он показался скучноватым. Хотя в нем есть и довольно напряженные и драматичные сцены со сражениями, погонями и преследованиями – и их довольно много – главное здесь все же совсем другое. Это история, как мне кажется, прежде всего о том, как на самом деле начинается сопротивление огромной и ужасной тоталитарной империи, из «какого сора» оно рождается. Потому что как раз вот тут, за 5 лет до похищения чертежей «Звезды смерти» и начала крушения власти темных сил, мы и можем увидеть все то, о чем сейчас так много говорим.
Да, практически все лидеры сопротивления еще работают на империю, пытаясь вести двойную жизнь и добывать необходимые ресурсы прямиком из недр системы. Да, повстанческие силы еще только-только собираются – они неорганизованы, разрознены, очень конфликты, плохо обучены и довольно неэффективны. Да, некоторые якобы «повстанцы» - просто авантюристы, жаждущие только денег и приключений, а некоторые готовы жертвовать своей жизнью ради идеи, даже не веря в успех противостояния.
Пожилые революционеры, всю свою жизнь посвятившие тайной и явной борьбе, уходят из жизни, так и не узнав, что их усилия рано или поздно увенчаются успехом. А силы зла еще необыкновенно могущественны и имеют колоссальные возможности для подавления любых ростков вольнодумия – машина насилия по-прежнему огромна и работает, как часы. Надо быть поистине сумасшедшим, чтобы всерьез полагать, что эту махину можно хоть как-то сдвинуть с места, не то чтобы как-то пошатнуть и тем более разрушить.
Очень трудно и практически невозможно поверить, что все эти невероятные усилия и жертвы могут кого-то к чему-то хорошему привести. И так часто хочется все бросить и сдаться, поддаться и смириться, выйти из этой кажущейся бессмысленной и безнадежной борьбы. Ведь, в отличие от зрителей сериала, его персонажи не имеют ни малейшего представления о том, чем все закончится. Но тем не менее, продолжают действовать – и именно эти их действия станут краеугольным камнем будущей свободы.