Найти в Дзене
Пограничный контроль

Змея, кусающая себя за хвост

Уроборос – змея, кусающая себя за хвост – один из древнейших символов в человеческой культуре, имеющий множество толкований и осмыслений. Самыми распространенными интерпретациями этого символа считаются, в частности, бесконечность вселенной, вечность, процессы и явления, не имеющие начала и конца. У Юнга архетип уробороса «символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией», а в интерпретации его последователя Эриха Нойманна уроборос ассоциируется с ранней стадией развития личности.

Про уроборос я вдруг вспомнила, когда читала новости последних дней, и мне этот символ показался очень подходящим образом для зла. Так как именно зло, в отличие от добра, не развивается, а только замыкается на самом себе, постоянно сталкивается со своими собственными уродливыми порождениями и вынуждено иметь дело с результатами своих собственных деяний.

Так, например, закон о запрете пропаганды известных явлений оказывается написанным так, что сам по сути является подобной пропагандой. Недостаток технологий, необходимых для производства того, что поможет продолжать известное нечто, возник именно из-за того, что само это нечто началось. Единственный смысл жизни человека, единственное его достижение вдруг становятся реализованными только в его смерти, совершившейся хотя бы не «от водки».

vashobereg.ru
vashobereg.ru

Змея ползла, уничтожая вокруг себя все живое, и вдруг столкнулась с тем, что ничего живого вокруг нее особо и не осталось – единственные признаки жизни подает только ее собственный хвост, за который она, не в силах уже обуздать и остановить себя в вечной алчности, и вцепляется. Уроборос – это ненасытность, которая вынуждена поглощать сама себя, потому что пределов этой ненасытности не существует.

В отличие от этой постоянно поглощающей саму себя змеи, добро – это росток, пробивающийся сквозь камни, раскидистое дерево с плодами, оно постоянно развивается и находит себе выход и дорогу даже в самых благоприятных условиях. Для добра любая жизнь важна и бесценна, и смысл этой жизни заключается в самой жизни. Все производимое добром может эффективно служить только добру, на благо жизни, и любое разрушение, любое вторжение зла добро превращает в созидание и преодоление.

Добро не кончается и не перестает, и даже наткнувшись на препятствие, на вырождение, на пустоту, на отсутствие жизни, оно сеет плоды в эту пустынную землю, строит новый дом на разрушенном фундаменте, дарит новую жизнь и новые смыслы. В этом и суть добра, и его приметы, и этим его всегда можно отличить от зацикленного на себе и опустошающего зла.