Зачем иерархии зла нужна конспирология, как именно она работает? В большинстве случаев теории заговоров, как можно увидеть из истории, нужны для уплотнения и формирования «доказательной базы» так называемой господствующей идеологии. Например, в основу господствующей идеологии входит постулат о необходимости избавить общество от определенной группы людей – теории заговора в этом случае помогают объяснить, почему эта группа так плоха и почему жить с ней в дружбе и согласии невозможно.
Конспирология здесь выступает своеобразным механизмом психической защиты для всего общества – она дает обоснования и причины для совершения зла, помогая обществу считать зло добром. Благодаря теориям заговора общество, пассивно поддерживая зло и активно помогая его совершению, не считает, таким образом, что оно делает что-то плохое и предосудительное, а наоборот, занимается спасением себя и своего будущего от угрожающего и разрастающегося зла.
Этому, конечно, способствует и помогает идеология в целом, но именно конспирология дает людям, если можно так сказать, конкретные свидетельства и факты, на которые они могут опираться, совершая зло, но считая его добром. Теории заговоров убеждают людей в необходимости делать то, что они делают, избавляют их от сомнений, когнитивных диссонансов и необходимости думать самостоятельно в целом.
Чему еще служит конспирология в системах зла, помимо того, что она обманывает и помогает держать в подчинении значительную часть общества? Она служит, как мне видится, созданию положительного образа демиурга, «обелению» всех его действий. В чистом виде поступки руководителя той или иной системы зла, как правило, являются злодеяниями, которые по-человечески трудно объяснить и как-то оправдать. И наблюдая все это, люди, конечно, могут начать сомневаться и задавать себе вопросы, связанные в принципе с необходимостью существовать в этой системе зла и поддерживать ее своим трудом и ресурсами.
Сомнительность и нечистоплотность образа демиурга угрожает самому существованию иерархии зла, которая держится только на обмане и силовом принуждении – сам по себе демиург не обладает никакими положительными качествами, никаким авторитетом и харизмой, никакими выдающимися способностями и компетенциями.
Теории заговора, рисующие для этого общества образы каких-то врагов, помогают демиургу как бы «отстроиться» от этих образов – в сравнении с ними он выглядит молодцом и вообще порядочным человеком. Создание иллюзии того, как именно демиург борется с этими врагами и побеждает их, помогает и сформировать иллюзию наличия в демиурге каких-то положительных человеческих качеств – каких-то эксклюзивных компетенций и навыков, смелости, решительности, ответственности. Создание иллюзии, что демиург снисходителен к этим врагам, способен их простить, формирует иллюзию того, что он добрый, хороший, милосердный человек.
Все эти иллюзии служат тому, что демиург в своей иерархии зла может совершенно свободно творить зло и не только постоянно оставаться безнаказанным и сохранять лидерство, не неся никакой ответственности за все, что он делает. Они создают образ «хорошего» демиурга, формируют его искусственный авторитет, создавая у общества ощущение, что оно объединились вокруг демиурга добровольно. Этот образ и это ощущение держится исключительно на теориях заговора – если убрать из уравнения каких-то воображаемых врагов, дымка обмана исчезает, и все становится на свои места.