Порой нам бывает так сложно говорить о сокровенном, что приходится звать на помощь поэтов и объясняться стихотворными строчками. В преддверии Дня всех влюбленных вспоминаем лучшие стихи русских поэтов о любви.
«Я помню чудное мгновенье…» Александра Пушкина
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
<...>
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1825 г.
Заточение Александра Сергеевича в Михайловском, прогулки в соседнее имение Тригорское и увлечение хорошенькой женой коменданта Рижской крепости дало голос поколениям влюбленных. Посвященные Анне Керн пушкинские строки проходят в 8–9 классе, а постигают — каждый в свое время: кто-то в 20 лет, кто-то в 33 года, а кто-то — и вовсе ближе к закату жизни. Важно одно: почувствовать пробуждение души и упоение сердца.
«Эхо любви» Роберта Рождественского
Покроется небо пылинками звезд,
и выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст.
Мы — эхо,
мы — эхо.
Мы — долгое эхо друг друга.
И мне до тебя, где бы ты ни была,
дотронуться сердцем нетрудно.
Опять нас любовь за собой позвала.
Мы — нежность,
мы — нежность.
Мы — вечная нежность друг друга.
И даже в краю наползающей тьмы,
за гранью смертельного круга,
я знаю, с тобой не расстанемся мы.
Мы — память,
мы — память.
Мы — звездная память друг друга.
1973 г.
Роберт Рождественский написал это стихотворение специально для Анны Герман — она должна была исполнить песню для фильма Евгения Матвеева «Судьба». «Эхо любви» стало известно еще до премьеры, исполняют песню и современные артисты, но в памяти миллионов людей пронзительные строчки Рождественского звучат голосом Анны Герман.
«Мне каждый вечер зажигают свечи» Владимира Высоцкого
Мне каждый вечер зажигают свечи,
И образ твой окуривает дым,
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
Я больше не избавлюсь от покоя:
Ведь все, что было на душе на год вперед,
Не ведая, она взяла с собою
Сначала в порт, а после — в самолет.
<...>
В душе моей — все цели без дороги,
Поройтесь в ней — и вы найдете лишь
Две полуфразы, полудиалоги,
А остальное — Франция, Париж…
И пусть мне вечер зажигает свечи,
И образ твой окуривает дым,
Но не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
1967 г.
Для советского общества брак Владимира Высоцкого с французской актрисой Мариной Влади был чем-то невероятным. Высоцкий впервые увидел Влади на экране — она исполняла главную роль в фильме «Колдунья». При встрече поэт покорил француженку, взяв гитару в руки и запев. Пара жила на две страны: существует легенда, что стихотворение «Мне каждый вечер зажигают свечи» Высоцкий сочинил на переговорном пункте, ожидая, пока его соединят с Парижем, где в тот момент находилась Марина.
«Рас-стояние» Марины Цветаевой
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж — ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!
1925 г.
«Заочный друг» и «заоблачный брат», Борис Пастернак 13 долгих лет был для Марины Цветаевой кем-то несоизмеримо большим, чем платонический возлюбленный или герой эпистолярного романа. Он — в советской России, она — бедствует в эмиграции, он женат, она замужем, и все же, все же, все же...
«Лиличка!» Владимира Маяковского
<...>
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
<...>
1916 г.
Лаконичные посвящения «Л.Ю.Б.» и неистовая буря чувств в стихах «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Лиличке!» — Лиля Юрьевна Брик, по словам Маяковского, играла его сердцем, как девочка мячиком. Брак втроем — Брик к моменту встречи с поэтом была замужем, кольцо с выгравированными инициалами возлюбленной, складывающимися в бесконечное «люблю», ревность, ссоры. Надолго пережив поэта, она ушла из жизни, как и Маяковский, совершив самоубийство в 86 лет.
Стихи и живопись помогают нам лучше разбираться в своих чувствах — и подтверждают, что люди прошлых времен переживали нечто подобное, страдали и радовались, как и мы. О вечных темах в искусстве подробнее рассказываем на просветительском портале «ВТБ — России».