Найти тему
История живописи

Крым в работах Аполлинария Васнецова на протяжении всего его творчества

"Крым", А.М. Васнецов, 1890. Частное собрание.
"Крым", А.М. Васнецов, 1890. Частное собрание.

Впервые Аполлинарий Васнецов попадет в Крым весной 1886 года. К тому времени его работы уже покупал Третьяков, а значит кроме признания возникла еще и финансовая независимость, позволявшая путешествовать. Сам художник считал, что именно "путешествия и поездки у себя на родине и за границей... воспитали меня как художника-пейзажиста".

Остановился Аполлинарий у своего земляка (тоже родом из Вятки), переехавшего в Ялту, Александра Рязанцева, в его небольшом имении Темис-Су в Магараче, предместье Ялты. Впоследствии хозяин имения назовет одинокий дуб на мысу в честь художника.

"Магарач", А.М. Васнецов, 1886-1887. Третьяковская галерея, Москва.
"Магарач", А.М. Васнецов, 1886-1887. Третьяковская галерея, Москва.

Хозяин показывал гостю неподдельную, настоящую красоту горного Крыма. Васнецов с огромной энергией изучал новый ландшафт в его деталях и мельчайших подробностях. Не расставаясь с холстами и красками, Васнецов без устали бродил по окрестностям в поисках лучших видов, впоследствии вспоминая:

Крымские горы я знаю от ЧатырДага до Байдарских ворот и писал в них этюды. Подымался на Чатыр-Даг к его знаменитым “зубьям” с носящимися над ними грифами. Лазил на Аю-Даг; дважды поднимался на Ай-Петри. Жил у Байдарских ворот; бывал и писал этюды в Космодемьяновском и Георгиевском монастырях.
"Гора Авунда. Гурзуф", А.М. Васнецов, 1887. Третьяковская галерея, Москва.
"Гора Авунда. Гурзуф", А.М. Васнецов, 1887. Третьяковская галерея, Москва.

Пейзажиста вдохновляли и старые татарские поселения, соседствовавшие с современными городами, и буйная крымская растительность – стройные кипарисы, вечнозеленые можжевельники, роскошные цветы. Сам он, в письме своему брату Виктору, выражал свой восторг так:

Хотел я отдыхать в Крыму, а работаю без перерыва, делаю по три этюда в день. Да разве мог я утерпеть!.. Бирюзово-синее море, кипарисы, лавры, цветущие магнолии - был мир новых форм, неожиданных и прекрасных.

Этюды Аполлинарий разделял на два вида: просто понравившиеся мотивы, написанные "с ходу", и этюды к задуманным картинам. Для последних художник подолгу выбирал нужный вид и, если было необходимо, несколько раз обращался к тому же мотиву. На основе таких этюдов уже по возвращении в Москву, он создавал законченные произведения.

"Крым. Байдарские ворота", А.М. Васнецов, 1890. Ставропольский музей изобразительных искусств. Прямо в год ее создания картина экспонировалась на XVIII выставке передвижников под названием "Утро у Байдарских ворот".
"Крым. Байдарские ворота", А.М. Васнецов, 1890. Ставропольский музей изобразительных искусств. Прямо в год ее создания картина экспонировалась на XVIII выставке передвижников под названием "Утро у Байдарских ворот".
"Крымский пейзаж", А.М. Васнецов, 1890. Музей искусств Казахстана, Алма-Ата.
"Крымский пейзаж", А.М. Васнецов, 1890. Музей искусств Казахстана, Алма-Ата.
"Крымский вид", А.М. Васнецов, 1893. Севастопольский художественный музей.
"Крымский вид", А.М. Васнецов, 1893. Севастопольский художественный музей.

Там же, в Крыму, у художника родился замысел двух его достаточно известных больших полотен. Первая - на тему древнегреческой мифологии, пересказанной в драме Гёте "Ифигения в Тавриде", где речь шла о дочери микенского царя Агамемнона, вынужденной жить вдали от родины, в Тавриде, где она стала жрицей в храме богини Артемиды. Каждый день она всматривалась в морской горизонт, ожидая, что за ней пришлют корабль, который наконец заберет ее в родную Элладу.

"Ифигения в Тавриде", А.М. Васнецов, 1887-1924. Музей-квартира А.М. Васнецова. Автор регулярно возвращался к работе над картиной, на холсте указаны года: 1887, 1890, 1924., Москва.
"Ифигения в Тавриде", А.М. Васнецов, 1887-1924. Музей-квартира А.М. Васнецова. Автор регулярно возвращался к работе над картиной, на холсте указаны года: 1887, 1890, 1924., Москва.

Вторая картина, "вдохновленная" Крымом, была навеяна впечатлениями художника от некрополя в усадьбе Кучук-Ламбат на мысе Плака. Друг и коллега художника, Николай Дубовской писал ему о впечатлении, которое произвело это полотно на Льва Толстого, который

...очень хвалил ее за цельность впечатления, за глубину чувства, которое прошло во все детали картины. Нет ничего недосказанного и ничего лишнего, а самое главное, чего я не могу тебе передать словами, а что я видел собственными глазами, что Лев Николаевич испытывал наслаждение перед твоей картиной.
"Элегия", А.М. Васнецов, 1893. Музей-квартира А.М. Васнецова, Москва.
"Элегия", А.М. Васнецов, 1893. Музей-квартира А.М. Васнецова, Москва.

Мы видим старинное кладбище с мраморными надгробиями, траурным рядом кипарисов и фигурой человека, сидящего на скамье в позе философа, размышляющего о тщетности всего земного...

На рубеже веков, в 1900 году, "Элегия" была показана на Всемирной выставке в Париже, получила диплом и серебряную медаль. Много лет спустя, уже на склоне лет, Аполлинарий Васнецов повторит этот мотив в своей картине-эпилоге, о которой я вам уже поведал как-то:

Последнее путешествие в Крым художник совершит в 1924 году, остановится он в санатории Гаспра, который размещался в бывшем княжеском владении с соответствующим антуражем: готическом дворце с террасами, башней и домовой церковью.

"Кипарисы. Крым", А.М. Васнецов, 1924-1925. Третьяковская галерея, Москва.
"Кипарисы. Крым", А.М. Васнецов, 1924-1925. Третьяковская галерея, Москва.
"Бахчисарай. У фонтана", А.М. Васнецов, 1925. Музей-квартира А.М. Васнецова, Москва.
"Бахчисарай. У фонтана", А.М. Васнецов, 1925. Музей-квартира А.М. Васнецова, Москва.
"Чаша моря", А.М. Васнецов, 1924-1925. Частное собрание.
"Чаша моря", А.М. Васнецов, 1924-1925. Частное собрание.

Несмотря на немалое количество работ, посвященных Крыму и неоднократным поездкам туда, сам художник писал на склоне лет:

Я все-таки южанином в пейзаже не буду и не изменю милому тихому северу, располагающему своими пейзажами на размышления, грустные безотчетные думы и глубоко меланхолические ощущения...

Эта мысль сроднит его с другими великими русскими пейзажистами, тоже посещавшими Крым - Исааком Левитаном и Иваном Шишкиным: