Впервые Аполлинарий Васнецов попадет в Крым весной 1886 года. К тому времени его работы уже покупал Третьяков, а значит кроме признания возникла еще и финансовая независимость, позволявшая путешествовать. Сам художник считал, что именно "путешествия и поездки у себя на родине и за границей... воспитали меня как художника-пейзажиста".
Остановился Аполлинарий у своего земляка (тоже родом из Вятки), переехавшего в Ялту, Александра Рязанцева, в его небольшом имении Темис-Су в Магараче, предместье Ялты. Впоследствии хозяин имения назовет одинокий дуб на мысу в честь художника.
Хозяин показывал гостю неподдельную, настоящую красоту горного Крыма. Васнецов с огромной энергией изучал новый ландшафт в его деталях и мельчайших подробностях. Не расставаясь с холстами и красками, Васнецов без устали бродил по окрестностям в поисках лучших видов, впоследствии вспоминая:
Крымские горы я знаю от ЧатырДага до Байдарских ворот и писал в них этюды. Подымался на Чатыр-Даг к его знаменитым “зубьям” с носящимися над ними грифами. Лазил на Аю-Даг; дважды поднимался на Ай-Петри. Жил у Байдарских ворот; бывал и писал этюды в Космодемьяновском и Георгиевском монастырях.
Пейзажиста вдохновляли и старые татарские поселения, соседствовавшие с современными городами, и буйная крымская растительность – стройные кипарисы, вечнозеленые можжевельники, роскошные цветы. Сам он, в письме своему брату Виктору, выражал свой восторг так:
Хотел я отдыхать в Крыму, а работаю без перерыва, делаю по три этюда в день. Да разве мог я утерпеть!.. Бирюзово-синее море, кипарисы, лавры, цветущие магнолии - был мир новых форм, неожиданных и прекрасных.
Этюды Аполлинарий разделял на два вида: просто понравившиеся мотивы, написанные "с ходу", и этюды к задуманным картинам. Для последних художник подолгу выбирал нужный вид и, если было необходимо, несколько раз обращался к тому же мотиву. На основе таких этюдов уже по возвращении в Москву, он создавал законченные произведения.
Там же, в Крыму, у художника родился замысел двух его достаточно известных больших полотен. Первая - на тему древнегреческой мифологии, пересказанной в драме Гёте "Ифигения в Тавриде", где речь шла о дочери микенского царя Агамемнона, вынужденной жить вдали от родины, в Тавриде, где она стала жрицей в храме богини Артемиды. Каждый день она всматривалась в морской горизонт, ожидая, что за ней пришлют корабль, который наконец заберет ее в родную Элладу.
Вторая картина, "вдохновленная" Крымом, была навеяна впечатлениями художника от некрополя в усадьбе Кучук-Ламбат на мысе Плака. Друг и коллега художника, Николай Дубовской писал ему о впечатлении, которое произвело это полотно на Льва Толстого, который
...очень хвалил ее за цельность впечатления, за глубину чувства, которое прошло во все детали картины. Нет ничего недосказанного и ничего лишнего, а самое главное, чего я не могу тебе передать словами, а что я видел собственными глазами, что Лев Николаевич испытывал наслаждение перед твоей картиной.
Мы видим старинное кладбище с мраморными надгробиями, траурным рядом кипарисов и фигурой человека, сидящего на скамье в позе философа, размышляющего о тщетности всего земного...
На рубеже веков, в 1900 году, "Элегия" была показана на Всемирной выставке в Париже, получила диплом и серебряную медаль. Много лет спустя, уже на склоне лет, Аполлинарий Васнецов повторит этот мотив в своей картине-эпилоге, о которой я вам уже поведал как-то:
Последнее путешествие в Крым художник совершит в 1924 году, остановится он в санатории Гаспра, который размещался в бывшем княжеском владении с соответствующим антуражем: готическом дворце с террасами, башней и домовой церковью.
Несмотря на немалое количество работ, посвященных Крыму и неоднократным поездкам туда, сам художник писал на склоне лет:
Я все-таки южанином в пейзаже не буду и не изменю милому тихому северу, располагающему своими пейзажами на размышления, грустные безотчетные думы и глубоко меланхолические ощущения...
Эта мысль сроднит его с другими великими русскими пейзажистами, тоже посещавшими Крым - Исааком Левитаном и Иваном Шишкиным: