Вот так захочешь купить домик или земельный участок в Древней Греции, а денег нет. Куда идти? На дворе VI век до н.э., а долговое законодательство в Афинах доверия не внушает. Всё построено так, что богатые богатеют, а бедные беднеют. И не просто беднеют, а становятся должниками, которых в любой момент могут продать в рабство.
К счастью, на помощь пришла ипотека. Что же называли этим словом древние греки и как оно дословно переводится?
Ипотека как спасение от рабства
Текущая ситуация в Афинах привела к тому, что большая часть бедняков оказалась в безвыходном положении. Одни брали деньги в долг, отдавая взамен часть урожая. А другие становились должниками «под залог тела»: на самых чудовищных условиях, какие только можно представить.
Должников, которым было нечем платить, кредитор имел право обращать в рабство на родине или продавать в другие страны. Доходило до того, что заемщики отдавали в счёт долга детей, обрекая их на рабскую жизнь. Так продолжалось до тех пор, пока правитель Афин не придумал ипотеку.
Этим правителем был Солон — великий реформатор, поэт и мудрец. Ещё до избрания архонтом он успел поразить горожан стихами, которые он читал на площади, притворившись сумасшедшим. В то время Афины только-только проиграли войну с соседним городом Мегарой.
Вести речь о возобновлении атаки афинянам было запрещено под страхом казни, поэтому Солон пошёл на хитрость. Он воспользовался тем, что умалишённых считали вестниками воли богов, и читал стихи о необходимости войны, находясь в образе. Если и не поможет, то кто накажет сумасшедшего?
Однако стихи так впечатлили горожан, что они возобновили военные действия. А руководить ими предложили Солону, с чем он успешно справился, завоевав остров Саламин. А заодно и благосклонность населения, которая пригодилась ему в будущем для избрания архонтом.
На должности правителя Солон провёл сисахфию — «стряхивание бремени». Он отменил существовавшие на тот момент поземельные долги, запретил превращать свободных граждан в рабов и давать деньги «под залог тела». Теперь вместо личной ответственности заемщика была имущественная.
На пограничной меже земельного участка ставили столб с надписью, что эта земля служит обеспечением на определённую сумму долга. И пока долг не будет выплачен, имущество не сможет перейти к другому владельцу. Благодаря столбам узнать о долге могли все заинтересованные лица, поэтому и покупатель земли, и кредитор были защищены от обмана.
В переводе с греческого «ипотека» — это подставка, подпорка. Так называли те самые столбы на меже, которые впоследствии заменили ипотечные книги. А слово «ипотека» стало обозначать сначала залог вообще, а затем — залог недвижимости.
Удивительно, что в наше время ипотека ассоциируется с рабством, правда, в шуточном смысле. Древние греки с этим бы точно не согласились.