Прости нас, белорусская земля!
Не мы тебя с Россией разлучили
Мы как Россию берегли тебя
И как Россию мы тебя любили
Эти слова написаны на борту самолёта-разведчика Ту-22РДМ, что стоит в Музее дальней авиации в Энгельсе. Этот корабль действительно базировался в Белоруссии, на западных рубежах СССР. Вот он в окружении МиГ-23, МиГ-15, Ту-134 и других машин, написанное красным четверостишие виднеется на боку кабины:
То же самое могли написать советские лётчики и из Узина, и из Шяуляя, и с других военных аэродромов, которые когда-то принадлежали ВВС СССР, а сейчас находятся в не очень дружественных государствах. Однако Зя́бровка и Мачу́лищи, где базировались Ту-22, стоят в государстве очень даже дружественном и, хоть Зя́бровка была долгое время заброшена, по слухам, сейчас используется ВКС России.
Стоит Зя́бровка чуть южнее одного из шести областных центров Беларуси, Гомеля:
Двадцать километров на юг — и страна У, двадцать километров на запад — и Россия. Очень удобное расположение. А во времена СССР до западных соседей было на сверхзвуке лететь считанные минуты. Поэтому здесь базировался 290 одрап — отдельный дальний разведывательный авиаполк Дальней авиации, сперва на дозвуковых Ту-16Р, а позже и на «шилах» Ту-22Р в разных модификациях.
В 1994 году машины улетели в Энгельс — большинство на порезку, а аэродром был заброшен. И в 2017 году в рамках велопоездного маршрута Зимовники — Сальск — Тихорецк — Пятигорск — Грязи — Гомель — Брянск — Сухиничи я его посетил. Картина — просто идиллическая, по ВПП ездят трактора с сеялками:
Рулёжные дорожки выложены из 6-гранных плит:
Если что, бутылки у руля — со смесью минеральной и обычной воды.
Увы, больше на аэродроме и смотреть практически нечего — пара неприметных полуразрушенных строений... Однако надо воздать честь белорусам — даже в России многие заброшенные военные аэродромы разворованы на бетон. В военном городке о былой славе напоминает памятник Ту-22:
Есть заколоченные дома:
У модели, может, и нет остекления, зато есть руль направления, элероны и внешние закрылки — стоящий в Самаре Ил-2, один из символов города, такими первичными признаками похвастаться не может:
Сбоку:
Пропорции выдержаны точно, правда, на снимке сопел не видно из-за ракурса:
Как и к любому крупному аэродрому, к Зябровке ведёт подъездной путь. Что удивительно, есть накат:
Некоторые аэродромы вроде Югорска-2, где стояли истребители, не имели подходящего прямо «к воротам» пути, топливо возили со станции — расход топлива-то намного меньше:
Кстати, рядом с военным городком стоит село Прибытки, а село Зябровка находится в пяти километрах, у платформы Соколка. А вот станция, от которой отходит подъездной путь, стоит у села Воевода, но называется Зябровка. Путали следы...
Пара дизель-поездов ДР1Б послесоветского рижского производства (сейчас заводу пришёл конец, спасибо Евросоюзу) прибывают на станцию:
Линия ведёт в южное соседнее государство. Вот поезд оттуда — по бело-синим вагонам ясно, что он формирования БЧ (Беларуской чыгунки), но тепловоз (одна секция 2ТЭ116) — как раз соседский, УЗ:
Немного из жизни 2ТЭ116 — в статье «ТЭД-8»:
А это местная «муха», она же «Машка», она же М62 — экспортный советский тепловоз, изначально созданный для Венгрии, который внезапно начало закупать и МПС СССР:
Обозначение осталось венгерское, для МПС хотели назвать по-советски — ТЭ112, тепловоз с электропередачей, но не стали. Ещё они шли в Польшу, где получили обозначение ST44, в ГДР, где её прозвали taigatrommel — таёжный барабан, за глубокий бас 2-тактного дизеля, и ещё в несколько стран. На днях выложу видео с испытаниями 3-секционного варианта — 3М62У.
Везёт наша Маша думпкарную вертушку — состав из вагонов-самосвалов, о которых рассказано на канале «ПОД СТУК»:
А вот и село Зябровка, стоящее по пути в Гомель:
И тепловоз РЖД уже на въезде в Гомель, под улицей Ильича, где сходятся перед рекой Сож три направления. Этот 2ТЭ25КМ и выпущен в Брянске, и работает в Брянске:
Через год эта машина, как и другие приписки ТЧЭ-46, станет мне родной — приду работать в депо. Но это будет через год...
А о маленьком «махолёте» МиГ-23, что стоит на первом снимке возле Ту-22, можно почитать на канале лётчика-истребителя — «13-й пилот»:
На этом всё!