Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Сегодняшняя статья будет посвящена вагонам думпкарам, которые также ещё называют рудовозами, вагонами-самосвалами, ну или, как их ещё называют по-простому - вертушки. На железной дороге, составы из вертушек не очень любят многие работники, об этом я также расскажу далее.
Что перевозят в вертушках?
Итак, начнем с общей информации. Думпкары используются для перевозки сыпучих грузов, причём на относительно небольшие расстояния. Для больших расстояний и перевозки аналогичных грузов, всё же, чаще применяются полувагоны.
То есть, вертушки могут, например, перевозить щебень от карьера до какого-либо перерабатывающего предприятия, или уголь по сходным маршрутам. Ещё может перевозиться руда от места разработки до горно-обогатительного комбината, однако, поскольку руда обладает большой плотностью, а следовательно - довольно тяжелая, в таких местах чаще можно увидеть не обычные вагоны-самосвалы под тепловозом или электровозом, а тяговые агрегаты - мощные электровозы, а также специальные вертушки с омоторенными тележками. Про тяговые агрегаты обязательно расскажу в одной из следующих статей.
Как разгружается думпкар?
Думпкары имеют систему опрокидывания кузова, которая приводится в действие при помощи пневматики. Несложно заметить, что на раме вагона, под кузовом, закреплены такие большие черные «бочки» - это пневматические цилиндры. Когда в них поступает сжатый воздух, выходят штоки, которые двигают одну из сторон кузова вверх, за счёт чего происходит выгрузка содержимого кузова.
Воздух в эти цилиндры поступает не из тормозной магистрали, а из питательной. В составе из думпкаров можно заметить, что там имеется не одна пара соединительных рукавов, а две. Одна пара соединяет тормозные магистрали смежных вагонов (как обычно), а вторая - питательные магистрали, которые и обеспечивают воздухом цилиндры, необходимые для разгрузки.
В составе из думпкаров также присутствует турный вагон, где живут работники, которые сопровождают груз, а также именно на их плечах лежит задача выгрузки содержимого думпкара в нужном месте. То есть именно они занимаются приведением механизмов в действие. Правда, иногда, в тех же карьерах, например когда вывозится пустая порода в отвал, разгрузкой занимается помощник машиниста.
За что вертушки не любят?
Всё дело в том, что вертушка, с точки зрения использования - весьма удобный тип вагона, однако есть у неё один недостаток, который заключается в том, что борта довольно низкие (в отличие от того же полувагона). Из-за этого, когда вагоны доверху загружены той же щебёнкой, или углём, то эти грузы имеют свойство «улетать» из кузова.
Это касается случая, когда думпкары перемещаются не по путям того или иного предприятия, а по путям общего пользования со скоростью 60-80 километров в час. В таком случае, путейцы стараются отходить как можно дальше, чтобы не получить камнем по голове (как в песне гр. «Король и Шут»). Машинисты встречных поездов вертушки тоже не любит, ибо всё та же самая щебенка имеет свойство влетать на большой скорости в лобовые стекла локомотива. Стекло довольно крепкое и, чаще всего, не разбивается, однако всё равно неприятно.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!