Найти тему
Строительный мир

Новый крупный порт на Балтийском побережье – быть или не быть?

Оглавление

Этот порт мощностью 65 млн тонн в год должен стать крупнейшим на Балтике. Его параметры позволят принимать суда дедвейтом до 200 тыс. тонн и осадкой до 16 м. Как отмечалось в декабре 2021-го, когда инициаторы кампании получили все необходимые документы для начала работ, новый объект имеет для страны важное стратегическое значение. Однако теперь это не столь очевидно и судьба проекта находится под вопросом.

По масштабам и идее в стране нет подобного промышленного объекта

Построить Приморский универсально-перегрузочный комплекс общей площадью 760 Га (включая 27 Га намыва) намерены к 2025 году; на полную мощность он должен выйти в 2030-м. Через новые терминалы в Выборгском районе Ленобласти предполагается осуществлять перевалку каменного угля, минеральных удобрений, сельхозпродукции, генеральных грузов и контейнеров. Всего предусмотрено десять причалов суммарной протяженностью 3,7 км.

© upkprimorsk.com
© upkprimorsk.com

Гендиректор ООО «Приморский УПК» еще летом 2022-го подчеркивал, что по масштабам и идее в стране нет подобного промышленного объекта. Тогда же сообщалось, что подготовительные мероприятия идут по плану и в ближайшие месяцы начнется возведение основных сооружений порта и необходимой сопутствующей инфраструктуры. В частности, проект предполагает строительство современного жилого района в Приморске, на побережье Финского залива, а также четырехполосной скоростной автодороги, идущей от трассы «Скандинавия».

Но с тех пор, вот уже на протяжении примерно восьми месяцев никакой официальной информации на этот счет не поступало. Сайт, посвященный проекту, как и соцсети компании «Приморский УПК», не обновлялся с лета прошлого года. Пресс-служба, к сожалению, не ответила на соответствующий запрос.

© upkprimorsk.com
© upkprimorsk.com

Отдельные наблюдатели, знакомые с ситуацией, сообщают, что из-за сложившихся обстоятельств проект поставлен на паузу, поэтому активного строительства, как ожидалось, не ведется. Актуальность объекта (особенно с учетом заявленных параметров) вызывает большие вопросы. Сегодня в связи с перестройкой логистических цепочек и действующие российские порты на северо-западе страны остаются незагруженными. В этих условиях новый проект для инвесторов представляется весьма рискованным.

Сомнения были и раньше

При этом определенные сомнения относительно этой масштабной инициативы озвучивались еще в январе 2022-го. Например, некоторые эксперты обращали внимание на нестабильность мировых рынков, вызванную пандемией, и предстоящую перестройку глобальных транспортных потоков.

К тому же делать упор на контейнеры (3 млн TEU/год), как отмечалось, довольно странно с учетом и без того профицита подобной инфраструктуры на Балтике. А по оценкам, которые тогда озвучивались, роста объемов контейнерооборота в портах России в ближайшей перспективе не предвиделось. Скептические прогнозы давались и в отношении перевалки угля, спрос на который в Европе должен только падать на фоне развития «зеленой» энергетики — именно на западное направление изначально был рассчитан УПК.

© upkprimorsk.com
© upkprimorsk.com

Теперь сомнения в рентабельности проекта стоимостью порядка 200 млрд руб. только усилились. Тем не менее отдельные эксперты полагают, что полностью отказываться от него не стоит, однако с учетом новых обстоятельств параметры объекта необходимо пересмотреть. Поэтому его перспективы на данный момент не вполне ясны.

Экологические риски

Активисты-экозащитники с самого начала выступают против портового комплекса, полагая, что его строительство и эксплуатация нанесут вред природе Финского залива и Карельского перешейка. Некоторые и вовсе предрекают экологическую катастрофу. К слову, в рамках подготовительных мероприятий уже вырублена значительная часть лесного массива.

Критики проекта даже организовали сбор средств для проведения независимой экспертизы. Последняя в итоге подтвердила опасения экологов, обратив внимание на некоторые ошибки при проектировании.

В частности, в заключении отмечалось, что авторы инициативы не провели необходимые исследования, которые показали бы соответствующие риски. В свою очередь, в ООО «Приморский УПК» успокаивали общественность, подчеркивая, что объект будет возведен в соответствии со всеми требованиями закона и с применением самых чистых современных технологий.

В статье использованы изображения с сайта upkprimorsk.com