Найти тему
Driver Pete

Джефф Бек в гостях у МакЛафлина или Реквием по гитарному гению

Оглавление
Django Reinhardt
Django Reinhardt

John McLAUGHLIN - "Django" (1995)

Поскольку речь в моей заметке пойдёт преимущественно о джазе, то я позволю себе воспользоваться популярным музыкальным приёмом
"вопрос - ответ".
Приём этот является одной из базовых основ свинга. Он позволяет развивать музыкальную тему за счёт импровизации солистов в рамках диалога, максимально способствуя самовыражению каждого из музыкантов с "маленькой помощью своих друзей".
Фундаментальная штука, скажу я вам.

Мне же, я надеюсь, форма
"вопрос-ответ", поможет не только "развить тему" и самореализоваться (увы, но без друзей, а в слегка шизофреничном диалоге с самим собой), но и мобилизоваться для выполнения главной задачи - рассказать историю, которая мне кажется очень важной и весьма интересной для формата "Джефф Бек в гостях ..."
Так что приготовьтесь. Будет "много букаф" в нескольких частях. Нелюбителям лонгридов рекомендуется покинуть зал )

* Часть Первая. Что это за композиция?

Инструментальная пьеса
"Джанго" была написана пианистом и лидером "Квартета Современного Джаза" (the Modern Jazz Quartet) Джоном Льюисом в 1954 году. Впервые опубликована на пластинке в 1955.
По форме и настроению это медленная траурная песня. Посвящение другу Джона Льюиса - легендарному джазовому гитаристу
Джанго Рейнхардту (Django Reinhardt), скончавшемуся от инсульта годом ранее.

У нас принята именно такая транскрипция фамилии - "Рейнхардт", хотя на самом деле она звучит как "Ренар", с ударением на последний слог. Ибо французский.
Для
The Modern Jazz Quartet эта 7-минутная (в оригинале) композиция стала обязательным и ключевым концертным номером. Джон Льюис её записывал добрый десяток раз. Записывал с Квартетом и сольно, студийные и концертные варианты.

"Если мы не исполняли "Джанго" на концерте, то рисковали нарваться на "ломку" (аналог наркотической, если кто не понял) - сказал как-то контрабасист MJQ Перси Хит, не забыв добавить: "в переносном смысле, я имею в виду" ))

Через пару-тройку лет после своего появления "Джанго" уже стала одним из самых популярных джазовых стандартов. Полчища знаменитых и никому не известных джазистов исполняли и записывали её на всех концах планеты (и продолжают этим заниматься по сей день). Они исполняли и исполняют её, солирую на самых разных инструментах от традиционного пианино до неожиданной арфы и проникновенных вокализов.
Ибо - божественно красиво. Завораживает.
"Гениальное сочетание скорби и надежды" (не помню кто из великих дал такое определение, но точнее не скажешь).

Между прочим, при всей своей неожиданности, арфа в общем-то неслучайна в контексте "джаз-мануш". Именно малая арфа, на раннем этапе развития этого "цыганского" стиля, являлась главным инструментом и даже считалась "национальным музыкальным инструментом" манушей.

малая арфа
малая арфа

Вот так "Джанго" звучит в исполнении арфистки Дороти Эшби (запись 1961 года)

Дороти Эшби
Дороти Эшби

Не правда ли - восхитительно!

Первое (из известных мне) переложение "Джанго" для гитары сделал в 1963г Чарли Бёрд (Charlie Byrd) - выдающийся мастер по части босановы и фингерпикинга. Как вы понимаете, то была акустическая гитара.

Первым (из известных мне версий), кто использовал электро-гитару для исполнения "Джанго", был великий Джо Пасс (Joe Pass) на альбоме, полностью посвящённом Джанго Рейнхардту (For Django, 1964).

В таком называемой "The Real Book" (что-то типа музыкального самиздата для джазменов 20-50х годов), где содержались ноты популярных стандартов, запись Django содержала только первые ("скорбные") 20 тактов темы. Остальные 32 такта отданы на импровизационное развитие, с непременным "закольцовыванием" на повтор темы.


Джанго и Дюк Эллингтон, 1946. Джанго, кстати, не знал нотной грамоты.
Джанго и Дюк Эллингтон, 1946. Джанго, кстати, не знал нотной грамоты.

"Когда Джанго приезжал в нашу страну с Дюком Эллингтоном в 1947 мы проводили очень много времени вместе, на сцене джазового клуба на 52й Улице...
Мне стало так грустно, когда он умер. Так было жаль, что мы никогда не сможем больше выйти с ним на одну сцену ... " - сказал как-то Джон Льюис, пытаясь объяснить то настроение, которое он вкладывал в свою знаменитую композицию.


Вот так лаконично и ясно. И мне пора заканчивать с этим вопросом.


Перехожу к следующему вопросу -
кто такой этот Джанго?

вторую часть читать здесь

---------------------------

Джефф Бек в гостях у Джаггера.