ПРОДОЛЖЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ АВТОРСКИЙ ТЕКСТ, РАНЕЕ НИГДЕ НЕ ОПУБЛИКОВАННЫЙ, ОБНАРУЖЕННЫЙ В АРХИВЕ
Пост Николаевской
В 1-й версте от слободки Николаевской. Стоит на берегу, окружён мелким кустарником. Дорога и слободка с оного поста открыта.
Пост укреплён двойным плетнём, обмазан глиною и обрыт канавою, внутри поста караульная сакля турлучная. Караул из 4-х пеших. При оном посту имеется брод через Терек.
/Замечание/ Караульная сакля в худом состоянии. Караул состоял из 3-х человек, а 1-н казак находится в станице для работ.
Пост Сумской
В 2-х верстах от Николаевского. Стоит на берегу Терека, окружён кустарником, но прилежащие посты и дорога открыты. Прилегающие посты и дороги открыты.
Пост укреплён двойным плетнём и обрыт канавою, внутри для караульных казаков турлучная сакля. Караул состоит из 4-х человек пеших.
/Замечание/ Караульная сакля в дурном состоянии. Караул состоит из 2-х человек, а прочия уволены в станицу для работ.
Пост Бурлацкой
В 1½ верстах от Сумского. Стоит на берегу Терека, окружён виноградными садами и кустарником. Прилежащих постов и дороги не видно.
Пост укреплён двойным плетнём и обрыт канавою, внутри турлучная сакля для караульных казаков. Караул состоит из 4-х человек пеших.
/Замечание/ Пост и караульная сакля требуют необходимых поддержек. Караул состоит из 1-го человека, а прочия находются в станицах для работы.
Пост Коровкин
В 1½ верстах от Бурлацкого. Стоит на берегу Терека, окружён виноградными садами. Прилежащие посты и дорога скрыты.
Пост укреплён двойным плетнём и обрыт канавою, внутри поста для караульных казаков шалаш камышовый. Караул из 4-х пеших казаков.
/Замечание/ Пост требуют поддержки. А балаган совершенно не соответствует назначению, который от малейшей искры тот же час может вспыхнуть. Караул состоял из 2-х человек, а прочия в станице для работ уволены.
Добавление к Моздокскому полку
По Высочайшей воле Императрицы Екатерины II Алексеевны с 1764 по 1777 год, находясь в ведении Астраханского Архиепископа 200 кибиток крещённых калмык, по Высочайшей воле в 1777 году, оныя калмыки были перемещены к Моздокскому казачьему полку. А в 1781 году, оные совсем были отделены от Архиепископа и причислены к казачьему сословию оного полка. Кои живут кочевьями в кибитках по обеим сторонам реки Кумы, при устье ея, вскоре и около почтовой Астраханской дороги.
Оные калмыки не получают от казны не провианта, не жалованья, а довольствуются своею промышленностью, коя состоит в скотоводстве. Службу несут при соляных заставах Можарской и Гайдуцкой, на коих всегда бывает по 30 человек. Содержат посты на границе, разделяющей землю караногайцев и Моздокский полк.
Оных калмыков считается:
мужского пола от 17 лет и далее – 540 душ.
В том числе духовного звания – 34.
престарелых – 100.
Могущих нести службу:
конных – 195.
пеших – 116.
малолетков – 95».
Сами себя калмыки называют “хальмгуд”, что по мнению лингвистов значит отдельные, т.е. самостоятельные, а более привычное нам название, возможно происходит от татар, которые зовут этот народ “калмак”, что близко к значению отстальцев и означает близкое, но полностью отделившееся кочевье. Возможно, в этом и присутствует рациональное зерно, т.к. считается, что калмыки выделились в отдельный этнос из ойрат-монголов.
Как бы там ни было до составления письменной истории, но формирование отдельного народа происходит уже во второй половине XVI столетия, когда часть прежде единая языковая группа в Джунгарии стала распадаться и предки современных калмыков перебрались на сибирские просторы к рекам Иртыш, Ишим и др. Позже они откочевали еще дальше на запад и за несколько десятилетий продвинулись еще дальше, осваивая просторные пастбища по левому берегу Волги, а затем вышли в Прикаспийские степи. Со временем возникает калмыцкое ханство, у правителей которого с Российским государством складывались не всегда однозначные отношения. С одной стороны московские цари нуждались в хорошо подготовленной кавалерии для борьбы с протурецки настроенными степняками, а с другой сильно повлиять на кочевников не всегда имелась возможность.
Примерно со во второй половине XVII столетия миссионеры из Тибета приступили к распространению своих религиозных воззрений среди многочисленных кочевых племён и народов обширной степи. Много им добиться не удалось, также, как и объединить тюркоязычные народы, но калмыки в отличие от большинства восприняли новое мировоззрение и отказались от традиционного шаманизма. До сих пор большинство калмыков исповедуют буддизм и ламаизм, строят соответствующие пагоды и гордятся тем, что чуть ли не единственными в Европе являются наследниками древнейшей мудрости человечества, зародившейся в священных горах Азии. Но как видим из добавления штабс-капитана Генерального штаба Г.К.Калмберга, некоторая их часть приняла христианское крещение и практически с самого создания Моздокского казачьего полка, влилась в него, выполняя распоряжения военного командования.
В описываемое на Канале время одним из самых известных представителей калмыцкого народа являлся живопись Алексей Егорович Егоров, непревзойденный мастер по скорости написания портретов. В один из моментов осложнения отношений с Российским правительством, часть калмыков решила уйти из пределов страны и быстро направилась к границам далекого Китая. В погоню отправились донские казаки и в поломанной кибитке обнаружили оставленного ребенка, которого доставили в один из приютов в Москве для сирот, получивших широкое распространение при императрице Екатерине II.
С самого раннего детства одаренный калмычонок проявил интерес к рисованию, что отметили его воспитатели и сразу же рекомендовали к поступлению в Императорскую Академию художеств в августе 1782 г. Успешно закончив учебное заведение в 1797 г., по статусу приравненного к высшему, А.Е.Егоров через год вернулся в него уже в качестве преподавателя. В 1803 г. был отправлен для продолжения совершенствования живописи в Рим, где его манерой письма восхищались признанные итальянские мастера. Помимо этого, за свой общительный нрав и колоссальную физическую силу, подданный России полюбился местной публике и стал желанным гостем во многих знатных домах и салонах. По возвращению на родину Алексей Егорович пользовался покровительством императорской четы, которой давал не только уроки живописи, но и меньше чем за месяц создал полномасштабный шедевр в Царском Селе - “Благоденствия мира”.
Однако А.Е.Егоров общался не только с сильными мира сего, выполняя их различные заказы, включая портреты, но и на свои средства открыл художественную школу для одаренных детей. Одним из любимых его учеников, которому многое прощалось был будущий автор, написавший всемирно известную картину “Последний дней Помпеи”. Уже будучи знаменитым живописцем, Карл Павлович Брюллов не порвал со своим учителем, часто навещал его и советовался, хотя того и отправили в отставку в 1840 г. после того, как императору Николаю I не понравилось изображение Святой Троицы в соборе Царского Села. Ученику в чем-то и повезло, став признанным корифеем отечественной культуры, наравне с А.С.Пушкиным и М.И.Глинкой в первой половине XIX в. после признания его таланта итальянской школой живописи.
Судьба простого ребенка из отдаленного кочевья тесно переплелась и еще с одним видным деятелем российской культуры, работа которого навечно установлена в самом сердце России на Красной площади. Прославленный живописец долгую жизнь прожил с Верой Ивановной Мартос, дочерью скульптора И.П.Мартоса. По мнению заслуживающих доверия специалистов, именно с нее он и писал лик Богородицы, с дочери Надежды ангелов. Всего у него было три дочери и один сын, который во многом пошел по стопам знаменитого отца. В данном случае природа не отдохнула на следующем поколении талантливого человека, а чем-то и превзошла родителя. Его сын Евдоким Алексеевич закончил Императорскую Академию художеств, но специализировался не только на ниве живописи, но преуспел, как гравер и художник по фарфору и фаянсу. Одно время работал в Париже и получил заслуженное признание, а позже под его руководством создавали свои шедевры И.Я.Репин, В.И.Якоби и другие известные художники.
Таким образом, Алексей Егорович Егоров калмык по происхождению, русский по воспитанию и образованию оставил заметный след в отечественной живописи. Сегодня он не так хорошо известен, как ученики его и сына, но его работы на религиозную тему и не только, украшают лучшие музеи страны и являются эталоном для следующих поколений отечественных живописцев.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.