Как и все рассказы из этой серии, рассказ более художественный, чем документальный.
Отлетав некоторое количество времени с левого кресла, хочешь не хочешь, но начинаешь разбираться в сортах... вторых пилотов. Они все разные, но (весьма условно конечно) всех их можно разделить на 3 большие группы. Первая група - "слетал-забыл". Что можно о них сказать? Ээээ... Да ничего. Хоть я с ними и летал, разумеется, но... я ничего не могу про них вспомнить. Ни хорошего, ни плохого. Никакие они, в общем. Троечники-хорошисты. У нас таких в КВСы стараются не вводить и это хорошо.
Вторая группа - "проклятие командира". Тут большое разнообразие подтипов, но итог один - ненависть к ним. Наверное, они тоже нужны, чтобы командиры держались в тонусе. Но хорошо, что их мало. Чтобы вы поняли кто это такие, вот, познакомьтесь с Геннадием:
И третья группа - "КВС на минималках". Почему на минималках? Потому что у него одной полосочки не хватает. А так... Ну вот видно по нему, что это будущий Капитан. Видно. Он может чего-то не знать, может тупить, может с завидным постоянством (несмотря на прямой запрет) долбить самолетом о полосу, отрабатывая только ему ведомую методику посадки - но в конце концов он станет идеальным вторым пилотом. А идеальный второй пилот это почти уже КВС. Даже в начале своего пути будущий Капитан не боится самого главного - брать ответственность на себя. Пусть и творит он порой (из-за недостатка опыта) полную чепуху. Помните Вадика?
Вот по нему с самого начала было видно - дайте только ему перебеситься и выйдет шикарный КВС. И вроде все к тому и шло, я даже попал с ним на тренажеры перед самым его вводом. После чего, спустя некоторое время, получил от него сообщение с картинкой. На картинке были 4 командирские полосочки...
А сегодня, как человек имеющий допуск (вечный допуск) на правое кресло, я попал на рейс из резерва вторым пилотом. А командиром у нас - тот самый Вадим! И вот, тра-та-та-там, настало время проверить что из Вадика выросло! Так-то надо признать, что не повезло ему бедняге со мной, дааа. Я столько времени им помыкал, столько над ним издевался... А теперь ему выпало мной командовать. И тут не тот случай, когда можно вспоминать былые обиды, совсем нет. Так что будут, будут над ним довлеть прежние полеты и главная его задача справиться именно со своими нервами. Думаете я сомневаюсь в его знаниях, навыках и умениях? Ни капли. В его способности обуздать самого строптивого второго? Совсем нет. А вот как забыть прошлое... Что-то меня на философию потянуло? Да? Брррр!
- Вадим, привет!
- Оооо, привет! Откуда?
- Из Новотеля на такси. Летим в Казань?
- Опа! Так это не глюк системы...
- Ха! Я твой глюк? Вадим, скажи честно, я тебе снился ночью?
- Честно? Да.
Ох, блин. И тут во мне проснулась совесть. А не перестарался ли я в свое время? Может быть я... Тут Вадик нагнулся ко мне и продолжил:
- И это были кошмары! Один раз я даже уписался...
Ух, отлегло. Шутит - значит все нормально.
Вот тут кто-то может ужаснуться - что у вас там за отношения такие? Что за хиханьки, вам же люди свои жизни доверили! Ну да, доверили. Но мы, на минуточку, сами жить любим. А глупый юморок... Ну что юморок. Работа у нас такая - нервная. И стресс снимать можно по разному - можно водку пить, а можно и юморить. Мы с Вадиком из второй категории. Так что успокойтесь, мы хотя бы не с похмелья!
- Ты куда летишь? - Вадик приступил к предполетному ритуалу. Первое командирское дело, спросить второго пилота (салабона) в какую сторону он предпочитает быть PF (пилотирующим).
- Если можно, то в Казань, кэп. - я еще тот салабон, конечно. У меня минимум всяко поменьше чем у Вадима. - Я на обратном пути подремать предпочитаю. Дедушка стаааренький!
- Ок. Тогда дернем по стопочке?
- Дернем.
И тут - снова не пугайтесь. Имеется ввиду стопочка документов, которую экипаж должен изучить и заполнить перед вылетом, прежде чем отправиться в путешествие к самолету. Да-да, путешествие. Это вы, господа и дамы, попадаете к самолету посредством телетрапа прямо из теплого аэровокзала. Можете зимой без шапки, ага. А нам вот приходиться искать другие пути. Вы же никогда не видели как, расталкивая очередь на посадку, к телетрапу пробирается экипаж? Конечно не видели. Потому что мы таким путем не ходим. "Нормальные герои всегда идут в обход!". Поэтому - мы поедем к самолету на автобусе. А потом еще побегаем вокруг него, выполняя шаманские ритуалы внешнего осмотра.
- Командир, я готов. - докладываю Вадиму, после выполнения своей, второпилотской, части подготовки кабины.
- Командир, мы готовы. - вслед за мной докладывает бригадир бортпроводников.
- Сажаем пассажиров. - Вадим решительно откладывает бумажки и с щелчком задвигает столик. Поворачивается ко мне: - Скажи мне, как мы рулим? Кто занимает ВПП?
И это не такой простой вопрос как кажется! Чисто формально, второй пилот имеет право выполнять руление, но за исключением момента занятия ВПП. Опять таки, чисто формально моя роль в OFP (рабочий план полета) - второй пилот. А фактически на кителе у меня 4 командирские полоски. Вот отсюда и вопрос - передавать мне управление Вадиму на занятие ВПП или нет. Формально, если нет, то это может считаться нарушением.
- Давай ты, Вадим. А я посмотрю.
- Хорошо.
Тут имеется ввиду, что при выруливании на полосу с рулежки мне, как сидящему справа, будет лучше видно заходящие на посадку самолеты. Диспетчеру мы, конечно, доверяем, но убедиться своими глазами... А рулит пускай все равно Вадим. Нечего ему расслабляться.
- И взлет давай без особенностей. РУДы твои.
А это продолжение все той же историй с правами второго пилота - до скорости V1 РУДы контролирует только КВС, так как только он принимает окончательное решение о прерывании взлета. На нашем умном самолете для этого достаточно лишь убрать РУДы на малый газ, все остальное (торможение, спойлеры) самолет сделает сам. Тут тоже можно позанудствовать, что я тоже КВС, что у меня опыта больше, но... Во-первых, в OFP роли распределены четко, я - второй пилот. А во-вторых, если мне что-то не понравится или я что-то замечу раньше Вадима, то... Руку-то я далеко убирать не буду. Чуть что - громко "Stop" и проконтролирую уборку режима. Мне несложно.
Вот и поговорили, называется. И это еще не брифинг, это так, наброски к брифингу. Собственно дальше спорных моментов быть уже не может - еще раз пройдемся по погодным условиям, скоростям, порядку руления, взлета, набора. Обсудим что будем делать, в случае если что-то пойдет не так на любом из этапов. Перепроверим радиосредства. И вот мы уже готовы к закрытию дверей. Но это, как и буксировка не занимает много времени...
- Starting engine 2 (запускаем правый двигатель)!
Всё! Полет почти начался...
Продолжение следует...
А чтобы не так скучно было ждать: