Железная дорога из Черногории в Сербию традиционно считается одной из самых красивых в Европе. Поражают не только виды из окон поезда, но и сложность инженерных строений. Эту дорогу построили в 1970-е годы по поручению маршала Тито.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.
Железная дорога начинается в Черногории на побережье. Затем уходит вглубь страны к столице – городу Подгорице, а затем – в горы. Последний город в Черногории, через который проходит дорога, – Бело-Поле. Далее железнодорожная линия уходит в Сербию.
Вагон из кошмарного сна
В этом тексте я расскажу о части пути, который проходит по Черногории – от города Бар на побережье до города Бело-Поле через столицу страны город Подгорица. Именно по этому маршруту четыре раза в день ходит пригородные поезд – электровоз и несколько сидячих вагонов.
Планировка вагонов – та, что называют «евросидячкой». Это купе, в которых расположено по шесть кресел. В России такие вагоны можно было встретить в составах поездов «Аврора», «Буревестник», «Репин» и т.д.
Немного впечатляющей информации. Железная дорога Бар – Белград имеет длину 476 км (Бар – Бело-Поле – чуть меньше 170 км). Она электрифицирована переменным током. На протяжении маршрута встречаются 254 тоннеля общей длинной около 114 км, а также 435 мостов общей длинной около 15 км. Самый длинный тоннель «Созина» находится в начале маршрута – недалеко от Бара. Его протяженность – шесть с небольшим километров.
А самый высокий мост перекинут через Малую реку (так и называется), он находится в 20 км от Подгорицы, длина виадука составляет 499 метров, а высота 200 метров (его, кстати, отлично можно сфотографировать из окна поезда).
Дорога строилась двадцать лет, и в 1976 году была открыта проездом поезда президента Югославии Иосипа Броз Тито. Тогда время в пути между Баром и Белградом составляло всего семь часов (вместо нынешних 11 часов). Однако после распада Югославии железная дорога пришла в упадок. Кульминацией обветшания линии стала катастрофа электрички ЭР31 в 2006 году, когда у поезда отказали тормоза и вагоны улетели в каньон со 100-метровой высоты. Жертвами катастрофы стали 47 человек.
Моя поездка началась на станции Сутоморе – она находится в нескольких километрах от Бара, так что я проехал почти весь маршрут.
Если сказать, что мой вагон был «видавшим виды» – это не сказать ничего. Грязный, неухоженный и прокуренный. Черногорцы курят прямо в вагоне, часто не доходя даже до тамбура.
Розеток нет, но есть регулятор температуры воздуха, который, кажется, не работал.
Дополнительно можно было открыть окна.
Я выбрал этот вагон, потому что он шел последним в поезде, и, когда рассвело, я смог снять достаточно длинное видео через стекло последнего тамбура.
Туалеты – не био. Но для всего есть педалька. Даже для подачи воды из крана. Очень удобно, ничего не нужно трогать.
Евросоюз в Бело-Поле и модернизированный вагон
Поезд проходит маршрут от Бара до Бело-Поля за 3,5 часов. Стоимость билета – 10 евро. Билет мне продал непосредственно кондуктор-проводник.
Когда начиналась поездка, за окном было еще темно, но я особо не расстроился. Участок от Бара до Подгорицы – не самый живописный. Вся красота начинается позже. Поезд поднимается в горы и в какой-то момент уходит выше облаков.
Поезд ехал довольно шустро, в пути долго не стоял, поэтому я очень удивился, когда мы опоздали на конечную станцию почти на 40 минут. Это обычное явление для поездов в Черногории. Они опаздывают всегда. Странно, почему нельзя откорректировать расписание, если в него нереально уложиться.
Вокзал станции Бело-Поле – на реконструкции. На билбордах значится, что восстановление идет при поддержке ЕС. Вероятно, ЕС и Черногория считают, что когда-нибудь этот вокзал будут воротами в Евросоюз со стороны Сербии. Кажется, Черногория имеет шансы вступить в ЕС раньше.
Обратный билет я купил в кассе. Он выглядит куда более привычно для российского глаза, правда если сравнивать с нашими, то больше похож на старый бланк для поезда дальнего следования. В этот день дополнительно на билет всем клеили марку с информацией о днях Красного креста.
Оказалось, что в состав поезда (назад я ехал тем же составом) был включен вагон после реконструкции. Он вторым из трех (в серединке).
Обычно такие вагоны ставят в поезда дальнего следования Бар – Белград, потому что они с кондиционерами. Но зимой до Белграда ходит всего один поезд (вместо двух летом), так что вагоны освободились и их стали включать в пригородные поезда. Окна в таких вагонах закрыто наглухо – по российской традиции: если в вагоне есть кондиционер, то форточки не нужны. Зато сиденья выглядят куда приличнее.
Какое предприятие произвело эти вагоны, я не выяснил, но на сайте сербской вагоностроительной фирмы «Желвоз» есть фотографии, как эти вагоны модернизируют. Возможно, они же и производили, учитывая, что предприятие существует с 1917 года.
Но я для обратной поездки снова выбрал старый вагон – мне хотелось снимать фото и видео, а для этого вновь нужны были открывающиеся окна. В этот раз сиденья были уже с красной, а не синей обивкой.
Красота маршрута – неописуемая. Если вы фанат железных дорог, тут стоит прокатиться, тем более что для посещения Черногории виза не нужна.
Жаль только, что для развития туризма тут ничего не делается. Даже внутри страны эту железную дорогу не рекламируют, как местную туристическую жемчужину.