Найти тему
1520. Все о путешествиях

На сиденья страшно садиться. На старом поезде по самой красивой ж/д Европы – выше облаков (29 ФОТО)

Оглавление

Железная дорога из Черногории в Сербию традиционно считается одной из самых красивых в Европе. Поражают не только виды из окон поезда, но и сложность инженерных строений. Эту дорогу построили в 1970-е годы по поручению маршала Тито.

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.

Железная дорога начинается в Черногории на побережье. Затем уходит вглубь страны к столице – городу Подгорице, а затем – в горы. Последний город в Черногории, через который проходит дорога, – Бело-Поле. Далее железнодорожная линия уходит в Сербию.

-2

Вагон из кошмарного сна

В этом тексте я расскажу о части пути, который проходит по Черногории – от города Бар на побережье до города Бело-Поле через столицу страны город Подгорица. Именно по этому маршруту четыре раза в день ходит пригородные поезд – электровоз и несколько сидячих вагонов.

Пригородный поезд Бар – Бело-Поле
Пригородный поезд Бар – Бело-Поле

Планировка вагонов – та, что называют «евросидячкой». Это купе, в которых расположено по шесть кресел. В России такие вагоны можно было встретить в составах поездов «Аврора», «Буревестник», «Репин» и т.д.

-4

Немного впечатляющей информации. Железная дорога Бар – Белград имеет длину 476 км (Бар – Бело-Поле – чуть меньше 170 км). Она электрифицирована переменным током. На протяжении маршрута встречаются 254 тоннеля общей длинной около 114 км, а также 435 мостов общей длинной около 15 км. Самый длинный тоннель «Созина» находится в начале маршрута – недалеко от Бара. Его протяженность – шесть с небольшим километров.

А самый высокий мост перекинут через Малую реку (так и называется), он находится в 20 км от Подгорицы, длина виадука составляет 499 метров, а высота 200 метров (его, кстати, отлично можно сфотографировать из окна поезда).

Виадук Мала-Риека в Черногории
Виадук Мала-Риека в Черногории

Дорога строилась двадцать лет, и в 1976 году была открыта проездом поезда президента Югославии Иосипа Броз Тито. Тогда время в пути между Баром и Белградом составляло всего семь часов (вместо нынешних 11 часов). Однако после распада Югославии железная дорога пришла в упадок. Кульминацией обветшания линии стала катастрофа электрички ЭР31 в 2006 году, когда у поезда отказали тормоза и вагоны улетели в каньон со 100-метровой высоты. Жертвами катастрофы стали 47 человек.

Архивное фото
Архивное фото

Моя поездка началась на станции Сутоморе – она находится в нескольких километрах от Бара, так что я проехал почти весь маршрут.

Если сказать, что мой вагон был «видавшим виды» – это не сказать ничего. Грязный, неухоженный и прокуренный. Черногорцы курят прямо в вагоне, часто не доходя даже до тамбура.

Розеток нет, но есть регулятор температуры воздуха, который, кажется, не работал.

Дополнительно можно было открыть окна.

Я выбрал этот вагон, потому что он шел последним в поезде, и, когда рассвело, я смог снять достаточно длинное видео через стекло последнего тамбура.

Туалеты – не био. Но для всего есть педалька. Даже для подачи воды из крана. Очень удобно, ничего не нужно трогать.

Евросоюз в Бело-Поле и модернизированный вагон

Поезд проходит маршрут от Бара до Бело-Поля за 3,5 часов. Стоимость билета – 10 евро. Билет мне продал непосредственно кондуктор-проводник.

-10

Когда начиналась поездка, за окном было еще темно, но я особо не расстроился. Участок от Бара до Подгорицы – не самый живописный. Вся красота начинается позже. Поезд поднимается в горы и в какой-то момент уходит выше облаков.

Поезд ехал довольно шустро, в пути долго не стоял, поэтому я очень удивился, когда мы опоздали на конечную станцию почти на 40 минут. Это обычное явление для поездов в Черногории. Они опаздывают всегда. Странно, почему нельзя откорректировать расписание, если в него нереально уложиться.

Вокзал станции Бело-Поле – на реконструкции. На билбордах значится, что восстановление идет при поддержке ЕС. Вероятно, ЕС и Черногория считают, что когда-нибудь этот вокзал будут воротами в Евросоюз со стороны Сербии. Кажется, Черногория имеет шансы вступить в ЕС раньше.

-12

Обратный билет я купил в кассе. Он выглядит куда более привычно для российского глаза, правда если сравнивать с нашими, то больше похож на старый бланк для поезда дальнего следования. В этот день дополнительно на билет всем клеили марку с информацией о днях Красного креста.

-13

Оказалось, что в состав поезда (назад я ехал тем же составом) был включен вагон после реконструкции. Он вторым из трех (в серединке).

Обычно такие вагоны ставят в поезда дальнего следования Бар – Белград, потому что они с кондиционерами. Но зимой до Белграда ходит всего один поезд (вместо двух летом), так что вагоны освободились и их стали включать в пригородные поезда. Окна в таких вагонах закрыто наглухо – по российской традиции: если в вагоне есть кондиционер, то форточки не нужны. Зато сиденья выглядят куда приличнее.

Какое предприятие произвело эти вагоны, я не выяснил, но на сайте сербской вагоностроительной фирмы «Желвоз» есть фотографии, как эти вагоны модернизируют. Возможно, они же и производили, учитывая, что предприятие существует с 1917 года.

Фото: сайт Желвоза
Фото: сайт Желвоза

Но я для обратной поездки снова выбрал старый вагон – мне хотелось снимать фото и видео, а для этого вновь нужны были открывающиеся окна. В этот раз сиденья были уже с красной, а не синей обивкой.

-16

Красота маршрута – неописуемая. Если вы фанат железных дорог, тут стоит прокатиться, тем более что для посещения Черногории виза не нужна.

-17

Жаль только, что для развития туризма тут ничего не делается. Даже внутри страны эту железную дорогу не рекламируют, как местную туристическую жемчужину.