В 1768 году англичанин Лоренс Стерн написал книгу под названием «Сентиментальное путешествие». С этой книги в литературе и искусстве началось направление, получившее название «сентиментализм».
«Сентиментальный» – означало тогда «чувствительный». Взгляните на картины Джошуа Рейнолдса и Томаса Гейнсборо – современников Лоренса Стерна (но не сентименталистов). Их считают предшественниками сентименталистов в живописи.
В России замечательным представителем литературного сентиментализма был Николай Михайлович Карамзин (1776–1826), автор повести «Бедная Лиза». Краткое содержание: бедная крестьянская девушка Лиза и богатый молодой дворянин Эраст полюбили друг друга, но пожениться не могли (не положено дворянам на крестьянках жениться). Лиза утопилась в пруду, у её матери разорвалось сердце от горя – в общем, все умерли.
Повесть произвела фурор. Она потрясла русских читателей. Чем? Тем, что главной героиней произведения (не сказки, не народной песни – а литературного произведения, написанного для читателей из «образованных сословий») стала простая крестьянка.
Читателей растрогал и умилил тот факт, что у «простых людей», оказывается, тоже есть чувства! Раньше к «простым людям» относились как к слугам – «людям второго сорта», а тут оказалось, что они так же страдают и радуются, так же способны на высокие чувства!
И вот тут, кстати, начинаются сложности. Художник Орест Кипренский, написавший образ бедной Лизы, который вы видите выше, сентименталистом не был. Он был классицистом. Ну, судите сами – похожа ли его «Бедная Лиза» на крестьянку – с жемчугом в ушах, с кокетливой сеточкой на волосах?
А вот Алексея Венецианова – уже относят к сентименталистам. Его «Жнецы» – настоящие крестьяне (разве что рука у девушки слишком ухоженная). Им тоже ведомы нежные чувства! И в зрителе картина пробуждает сентиментальность: «Мальчик дружит с девочкой, бабочка дружит с бабочкой, ну до чего же мило!»
В искусстве рококо, о котором мы рассказывали раньше, тоже было принято изображать «пейзан» (то есть крестьян), но это были «игрушечные» крестьяне, вовсе на крестьян не похожие. «Загорелые лица и бедная одежда не должны оскорблять изысканный вкус зрителя!» А вот у сентименталистов крестьяне уже настоящие. Сравните картины Франсуа Буше и Алексея Венецианова.
А что же «изысканный вкус»? А ничего, потерпит. Есть вещи важнее вкуса – например, человечность и чувство благодарности к тем, за счёт чего тяжёлого труда ты живёшь.
И всё же сентиментализм – это история вовсе не про совестливое отношение ко всем без исключения людям. Линию Карамзина и Венецианова было суждено продолжить реалистам. Но реализм – это было уже другое искусство. А сентиментализм пошёл по пути усиления сентиментальности – чувствительности.
Самым ярким представителем «сентиментального сентиментализма» стал француз Жан-Батист Грёз. Полюбуйтесь его картиной «Счастливое семейство». Ах!..
Но… Скажите, пожалуйста, а вы так представляете себе счастье? Как поцелуйчики и ми-ми-ми? Или как-то иначе?.. Кажется, пришла пора поговорить о том, что такое сентиментальность...
– Говорили уже! Это чувствительность!
– А чувствительность – это хорошо или плохо?
– Если чувства добрые, то хорошо.
А если добрые чувства испытывает жестокий человек? Например, известно, что Гитлер очень любил собак и вообще животных…
Или, допустим, добрые чувства испытывает человек ленивый. Есть такой великий русский роман – «Обломов». Его герой, помещик Илья Ильич Обломов, был добрым и очень чувствительным человеком. Ему казалось, что он слышит, как растёт трава, понимает, о чём шепчет листва деревьев, его сердце сжималось от любви к миру… Но он был ленив. И в результате потерял любимую женщину.
Сентиментальностью сегодня мы называем не любую чувствительность, а только такую, которая бесполезна для человека или даже вредна.
У одного писателя (Джерома Дэвида Сэлинджера) есть замечательное определение: «Быть сентиментальными – значит любить что-либо сильнее, чем это любит Бог».
Непонятно? Ну вот смотрите. Если любить ребёнка меньше, чем он того заслуживает, это плохо. Это все понимают. А если любить больше, чем он заслуживает?
Если ребёнок ведёт себя эгоистично, жестоко, высокомерно, а мать не замечает или не обращает на это внимания (слишком его любит), что получится? Ребёнок станет ещё хуже – принесёт несчастье и матери, и себе! Слепая любовь, как и слепая вера – вредны.
Посмотрите на две картины. Слева картина сентименталиста Жана-Батиста Грёза, справа – Джошуа Рейнолдса, которого называют предшественником сентименталистов, но к сентименталистам не относят! Глядя на их картины, догадайтесь, почему...
Любви, хоть это и самое прекрасное чувство на земле, ДОЛЖНО БЫТЬ В МЕРУ. Любить что-нибудь больше, чем это определено природой, вредно!
Например, на картине «Балованное дитя» мальчик кормит своей едой собаку. Потому что он её слишком любит. Видно, что они из простой семьи, небогаты – его мать(скорее всего, прачка) зарабатывает пропитание тяжёлым трудом. Наверняка отказывает себе в лишнем куске… А сын скармливает её труд и её жертву собаке.
И кстати, осуждает ли его художник за это? Нет. Скорее, умиляется. Вот это и есть – сентиментальность.
Казалось бы, собака – друг человека; любовь к животным учит любви к людям!.. А вот и нет. Иногда она бывает ЗА СЧЁТ хорошего отношения к людям. Уж извините.
Взгляните на два портрета кисти выдающегося художника Василия Тропинина – его нередко тоже причисляют к сентименталистам. Один называется «Девочка с собакой», другой – «Портрет сына».
Как вам кажется, какой из портретов получился лучше? В котором из них дышит больше живого, настоящего, искреннего и глубокого чувства – больше любви?..
Мы будем очень рады, если вы расскажете нам об этом в своих комментариях. Думаете, вам одним нравится читать «не про политику»? Нам тоже очень нравится!
Журнал «Лучик»