Давненько на этом канале не разбирались сказки. Пора исправить это упущение. Сегодня под нашим аналитическим скальпелем окажется «Сказка о царе Салтане», блестяще рассказанная нашим всем — Пушкиным Александром Сергеевичем. Разбирать же мы её станем с точки зрения эффективного менеджмента.
Сказка начинается с того, как три девицы оказались в нужное время (поздно вечерком) в нужном месте (под окном). Их речи слушал царь (аналог топ-менеджера в тех реалиях), который определил дальнейшую судьбу всех трёх. Понятно, что девицы были непростые — в светлицу к кому попало «стороны той государь» не зайдёт. Чему может научить последующая карьера всех трёх девиц? Двум важным вещам.
Во-первых, в сказке наглядно показан вред узкой специализации. Мечтавшие о поварской и ткаческой карьере получили именно то, чего хотели, но почему-то остались недовольны. Причина их недовольства вполне понятна, ведь третья девица заполучила даже не высший пост, а самого царя в личное пользование. Ну так им кто мешал вслух мечтать о том же — чтобы родить царю, холостому и бездетному, наследника, в котором он явно нуждался?
Во-вторых, далее в сказке проводится мысль о том, что отсутствие мозга не поможет при любой, самой сказочной, удаче. Третья девица, типичная «овуляшка», после свадьбы стала столь же типичной «яжематью». Судя по тому, что за неё никто не заступился (и даже не предупредил о бабарихиных интригах), она не просто провалила работу с кадрами, но даже умудрилась оттолкнуть от себя всех потенциальных союзников в царском дворце. В итоге закономерно оказалась в ситуации последнего русского царя во время революции: «Кругом измена, трусость и обман!»
А вот у её соперниц имелся стимул к умственному развитию, благодаря чему они быстро образовали союз с третьей силой — «сватьей бабой Бабарихой». Стоит отметить, что в отличие от трёх девиц, эта женщина относится не к баловням судьбы, а к «селф мэйд мен» (то бишь вумен). Она каким-то образом умудрилась сделать карьеру во дворце собственным умом и пробивными качествами. Неудивительно, что именно она стала мозговым центром союза меча и орала, то бишь ткачихи с поварихой.
В ночь рождения наследника это трио проворачивает молниеносную акцию по перехвату гонца и подмене послания. Понятное дело, самостоятельно никто из них ни догнать, ни тем более нейтрализовать царского гонца не способен, но им это и не нужно. В тексте ясно сказано:
«Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого»
Это значит, что у них имелась собственная боевая группа, способная:
- Догнать и захватить гонца. Причём уже находящегося в пути, а ведь у гонца по определению один из лучших коней во всём царстве, то есть для его перехвата кони должны быть как минимум не хуже.
- Послать собственного гонца. Царские гонцы были наперечёт, сам царь мог их знать в лицо, то есть гонец, посланный заговорщицами, сам должен был входить в их число.
- Составить, написать и запечатать собственное послание, причём так, чтобы царь не заподозрил подделку.
Судя по всему, троица была лишь верхушкой, своего рода фронтменами (фронтвуменами) большой группы заговорщиков, проникших в самый центр царской системы управления и пустивших там глубокие корни. Эта группа состояла из боевиков, как минимум одного гонца, а также писаря и дьяка, имевшего доступ к печати царской канцелярии. Невольно возникает вопрос — а царь Салтан ли на самом деле правил в том государстве, или же эта тайная группа, возглавляемая Бабарихой или прячущаяся за ней?
В данном случае поэт описывает вполне реальную ситуацию, которая порой складывалась в Турции, когда за спиной молодого неопытного султана (имя царя Салтана, разумеется, является прямой отсылкой к султанам) всем заправляла его мать, хозяйка султанского гарема (отсюда и три девицы — согласно Корану, в гареме положено иметь от двух до четырёх жён, а вот наложниц там может содержаться сколько угодно). Разумеется, она правила не одна, а через верных людей, которые в пушкинской сказке находятся вне поля зрения автора и читателей.
Позже, с помощью сверхъестественных сил, у брошенной в море царской жены с новорожденным сыном всё складывается замечательно. Смущают разве что некоторые намёки: танцующая белочка, превращение сына в комара… Но не будем заострять на них внимания. Благодаря покровительству птицы-оборотня жена возвращается к Салтану, а её сын, князь острова Буяна Гвидон, встречается наконец-то со своим батей. Впрочем, учитывая возможности и умения Лебеди, успевшей женить на себе Гвидона, нет никаких сомнений в том, кто будет на самом деле править обеими государствами.