Итак, друзья, мы с вами гуляем по Евпатории, по одной из красивейших улиц - Дувановской и уже узнали, в каком сериале снималась вилла «Люкс». Следующий дом под номером 19 тоже заслуживает нашего внимания. Он привлекает многими деталями – прежде всего, скульптурой женщины с факелом, полукруглыми балкончиками, колоннами, мордами то ли волков, то ли собак над входом в подъезд, вернее, в парадное. Это дом купца Нахшунова, крупного домовладельца. Нас интересует балкон справа от входа. Эта «достопримечательность» «засветилась» в фильме «До свидания, мальчики!». О фильме я могу очень много рассказать, но ограничимся одной статьёй.
Под этим балконом прячутся Володька и Сашка, главные герои киноленты. Они оказались невольными свидетелями диалога Сашкиных родителей.
- Твой сын нужен государству, - кричал его отец. - Это же его и наше счастье!
- Пусть себе берет такое счастье этот бандит и его партийная мама... - отвечала мать. Под «бандитом» имелся в виду, конечно, я.
Так происходит потому, что трёх друзей – Володьку (Евгений Стеблов), Сашку (Николай Досталь) и Витьку (Михаил Кононов) - после школы направляют в военные училища. Время тревожное, конец 30-х годов. И каждая семья по-разному реагирует на это известие. Кинолента снята по книге Бориса Балтера «Трое из одного города», также сам Балтер был наряду с Михаилом Каликом автором сценария фильма, снятого в 1964 году.
Сюжет его очень прост, лиричен и в нём почти нет событий: трое друзей гуляют по улицам, купаются в море, готовятся к экзаменам, и вокруг того, как семья каждого из них воспринимает известие о планах собственного чада, и строится костяк фильма.
Проще всего будет серьёзному идеалисту Володьке, отец которого погиб, а мать (Ангелина Степанова) состоит в партии и носит форму – просто будет ему, но не его матери, которая лишь посторонними воспринимается как человек с железными нервами и партийным билетом вместо сердца. На самом деле это всего лишь уставшая женщина, с немым ужасом принимающая выбор сына. Всего лишь одна фраза, но говорит о ней ВСЁ: на известие сына о его отъезде в военное училище, она после недолгой паузы интересуется: «Ты уже когда-нибудь брился?». Пока он со счастливой улыбкой грезит о будущем, она практически в кадре старится на несколько лет и план их лиц чередуется с нарезкой фрагментов хроник Третьего рейха, кострах из книг, фашистских знамен...
Вертлявый и манерный Сашка, любитель Вертинского, отпрыск едва ли не анекдотических еврейских папаши и мамаши (невероятно харизматичный Николай Досталь, сын Николая Досталя-старшего, снявшего именно в Евпатории фильм «Мы с вами где-то встречались». Наши внимательные читатели помнят наверняка фильм о дебюте Аркадия Райкина, мы говорили о нём. Младший Досталь станет в дальнейшем известен больше как режиссёр, а не актер). Сашка терпит истерики родителей и изобретает гениальнейшие манипуляции на грани морального шантажа для того, чтобы в итоге получить их разрешение на свое обучение в военном училище, а заодно и повлиять на родителей Витьки , которые, как люди простые, прибегают к наиболее простому методу – их чадо печально ходит с фингалом под глазом…
Этот фильм наполнен щемящей грустью и нежностью... Фильм-воспоминание, фильм-настроение, построенный на взглядах и жестах, полутонах и улыбках, каждый кадр которого словно соткан из чего-то воздушного и эфемерного, не смотря на то, что герои его вполне живые люди, очень земные и понятные. Наверное, такое впечатление потому, что речь идет о прошлом, и залито оно мягким светом утреннего солнца, когда наивность еще не глупа, а надеждам позволено не знать границ. Вероятно так «звучит» фильм ещё и потому, что повествование ведётся от имени Володи, который словно беседует с нами, смотрит из прошлого…
Однако, смотрящему в прошлое из настоящего рассказчику известно о дальнейшей судьбе героев гораздо больше, чем им самим, поэтому наивность и лучезарность их существования приобретает трагический оттенок. Возникающие авторские титры - «Витька погибнет в 41 году под Ново-Ржевом. Сашка в 54 году будет посмертно реабилитирован», «Больше я маму никогда не видел, даже мёртвой…» - словно стучат в висках лирического героя, с болью пробиваясь в пространство его воспоминаний… Интонационно точно «поддерживает» события и характеры музыка Микаэла Таривердиева. Она является таким же равноценным персонажем в фильме, как и действующие герои.
Вот как сам композитор писал об этой работе: «Я долго думал, как делать музыку к этой картине о трех мальчишках. Они только начинали жить, пробовали жить. И поэтому я решил, что музыка появляется сначала как бы неоформленной. Как бы говоря, что вот я не знаю, какая она должна быть, жизнь. И я просто пробовал, не думая, что это и будет началом фильма. Мы записали эскиз. Он и стал увертюрой фильма. В ней не было слов. Только мотив, в котором скрыта фраза «До свидания, мальчики!» – па-па-рам-папарарам. Слова есть в ритме фразы, которая даже не пропета, а как бы промурлыкана. Слова появляются в самом конце фильма. Я снова напеваю этот мотив. Колеса стучат, девочка бежит берегом моря и кричит: «До свидания, мальчики!» И колеса, колеса...»
Спустя годы в книге воспоминаний «Против кого дружите?» Евгений Стеблов писал: «В конце марта поездом выехали в Евпаторию. Этот приморский город открылся нам пустыми холодными пляжами, дрожащими на ветру стеклами санаторных веранд, перегораживающих взгляды больных полиомиелитом детей. Взгляды, убегающие в горизонт апрельского моря. Еще не зацвели магнолии и глицинии. Весна еще только обещалась. В гостинице горячая вода «не работала». Разгримировывались холодной. Над раковиной можно было смыть грим с лица, но тело густо покрытое загарного цвета морилкой в раковине не отмоешь. Так мы и жили в морилке, и спали в морилке неделями, пока снимали пляжные сцены. И «млели от жары» на пронизывающем ветре, преодолевая апрельский холод профессиональным энтузиазмом. Для «блеска» изобразительного решения время от времени наши тела окатывали морской водой из ведра.
У нас зуб на зуб не попадал, а в кадре мы еще ели мороженое по нескольку дублей. Надо сказать, что Михаил Наумович больше любил монтировать, чем снимать. Поэтому в экспедицию взяли монтажный стол. Вечерами после смены он вместе с монтажницей просиживал допоздна, складывая картину. Помню, буквально через пару недель работы Калик показал первые наброски картины. Сидя в темноте на полу зимнего курортного кинотеатра, я чуть не плакал. Я был околдован ностальгической прозрачностью приоткрытого мира, уже жил в нем, в его памяти, в его душе, в его иронии, в его глазах, наш будущий фильм. Через хрупкую музыку Микаэла Таривердиева, через изысканную поэзию камеры Левана Патаашвили, через наши лица и голоса черновой фонограммы Михаил Наумович пригласил нас войти туда, где мы еще не были; но он уже знал, куда идти. Я испытывал неимоверный психологический груз. Я знал, что играл поколение моего отца. И какой-то очень искренний долг перед этим поколением», – признавался актер.
У каждого из мальчишек есть «своя» девушка, их отношения наивны и чисты, состоят словно из полутонов и намёков… Роль Инки, девушки Володи, исполняет 16-летняя Наташа Богунова. Тонкая, нежная, трепетная, чувственная, уже осознающая свою женскую притягательность. Её чувства к Володе - это пробуждающийся нежный цветок, бутончик, едва раскрывшийся зелёный росток после зимы. Она словно открывает повествование и «замыкает» его, появляясь в начале фильма на берегу моря и в финале её крик – «До свидания, мальчики!» – звучит как прощание с детством, мирной жизнью, первой любовью…
Других девушек главных героев играют Анна Родионова и Виктория Фёдорова, но они не так значительны, как Инка. На мой взгляд, выразительны эпизодические персонажи : жестяншик, матрос, продавец вина, парикмахер Тартаковский.
Ефим Копелян играет жестянщика, перевоплощающегося летом в капитана дальнего плавания. Он страстно танцует под танго «Брызги шампанского», чем ужасно раздражает мальчишек! Иронично выглядит эпизод с героиней Эльзы Леждей, которую мальчишки предупреждают об опасности знакомства с «капитаном», «потому что он не тот, за кого себя выдаёт!» А она отвечает, что «это не самый страшный вид обмана». Великолепный эпизод с матросами и стаканом вина, вернее, с тостом – «Чтоб он сдох!», как вы понимаете, тост предназначался жестянщику... «Подумать только – один стакан вина, и ты на всю жизнь избавляешься от неприятностей», - резюмирует юморист Сашка.
А ещё, конечно же, героиня фильма – Евпатория, её улочки, залитые солнцем или дождём, набережная… Можно увидеть и знаменитый сольпром, где соревнуются грузчики под звуки духового оркестра, среди которых отец Витьки...
Я могу ещё долго перебирать эпизоды из фильма, чувствуя его настроение. Но давайте остановимся. Лучше посмотрите всё сами. А мне остаётся ждать вашей реакции на эту киноленту и готовить новые открытия кино и Крыма для вас.