Найти в Дзене
BOOKSAR

Гоголь. Мёртвые души

Суперклассика русской литературы 19-го века, и один из общепризнанных мировых шедевров. Гоголевским «Мёртвым душам» посвящены неисчислимые тома в жанре научных исследований, литературной критики, популярной культурологии и т.д., не говоря уже о миллионах школьных сочинений. Разве можно что-то ещё сказать об этой книге? Неужели осталось в ней хотя бы одно предложение, да что там предложение – хотя бы одно слово, не подвергшееся самому пристальному анализу.

В город N приезжает некий Павел Иванович Чичиков и немедленно принимается делать визиты главным городским чиновникам — губернатору, председателю палаты, прокурору, полицмейстеру. В течение недели господин Чичиков посещает несколько званых обедов, заводит со всеми полезные знакомства и приобретает репутацию прекрасного человека.

Вот уж удивительные были времена! Можно даже немного позавидовать такому укладу жизни в России 19-го века.

Далее Чичиков начинает объезжать на своей бричке окрестных помещиков, каждый из которых оказывает гостю весьма добросердечный приём. При каждом таком визите Чичиков обращается к ним с необычным предложением — уступить ему по сходной цене умерших крепостных крестьян, точнее тех из них, что пока числятся по документам живыми. Помещики реагируют, понятное дело, по-разному, кто соглашается, а кто и отказывается. Примечательно, что в этой нестандартной ситуации, все они, за исключением Ноздрёва, ведут себя исключительно безупречно, а их гостеприимство и любезность нисколько не страдают.

Во время этих-то поездок и возникают несколько незабываемых по своей комичности ситуаций. Описание чичиковского вояжа по деревням собственно и составляет самую лучшую часть книги. Гоголю удалось создать неповторимые и мгновенно узнаваемые характеры: Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв, Коробочка.

Затем Чичиков возвращается в город N и продолжает некоторое время благоденствовать, пока не наступает неминуемое разоблачение. Незадачливый покупатель мёртвых душ вынужден спешно спасаться бегством, а Гоголь рассказывает читателю подробную историю его мошеннической жизни. А вся жизнь Чичикова — по сути, не что иное, как саморазрушение.

Таков первый том «Мёртвых душ».

Сегодня и персонажи и события, описанные в книге, выглядят немного иначе, не так, как о них принято рассказывать в школьной программе. Нынешнему читателю будет нелегко избавиться от впечатления, что Гоголь подвергает незаслуженно злому осмеянию в общем почтенных людей.

Манилов – бывший офицер, удалившийся в своё поместье после отставки с военной службы, любит жену и детей, добрый человек (не лишённый, правда, некоторой безалаберности). Собакевич – прижимистый хозяин, неуступчивый переговорщик. Коробочка – старуха помещица, немного бестолковая, как и почти любая старуха. Все три названных персонажа, каждый по-своему, неплохо ведут хозяйство, довольно хорошо обращаются с крестьянами, заботятся о близких, и, как добропорядочные граждане, участвуют в общественной жизни.

Потерявший рассудок Плюшкин вызывает жалость, в особенности когда читателю становится известно его прошлое, как когда-то рачительного хозяина, заботливого мужа и отца. Ноздрёв, пожалуй, единственный по-настоящему порочный тип среди встретившихся Чичикову помещиков, взбалмошный гуляка, игрок, пьяница и задира.

Все остальные действующие лица, включая городских чиновников, – в основном весьма почтенные люди, старающиеся исполнять добросовестно свой долг, и выглядящие вполне успешными в системе координат России 19-го века.

Вот, пожалуй, неожиданное новое впечатление от прочтения «Мертвых душ».

Второй том «Мертвых душ» надо разбирать отдельно. Это уже совсем другая книга. Персонажи не такие яркие, я бы даже назвал из скучноватыми. Гоголь выводит на сцену пару положительных, с его точки зрения, действующих лиц — крепкого хозяйственника помещика Костанжогло, нерусских кровей, и миллионщика купца Муртазова. Каждого из них автор заставляет излагать свою практическую философию и политэкономию. Ни то, ни другое, не выглядит убедительно, но Гоголю нравится.

Чичиков во второй книге выглядит потрёпанным жизнью. Он готов к более серьёзным преступлениям и совершает подлог завещания. Следует неминуемое разоблачение и заключение в острог. Чичиков (о чудо!) близок к раскаянию и переосмыслению всей своей жизни. Но, благодаря удачному стечению обстоятельств и заступничеству Муртазова, он выходит «сухим из воды», вновь обретает, казалось, безвозвратно утраченную свободу, и снова, как и в первой части, бежит из города. Второй том остался не оконченным и не представляет собой цельного произведения. Читать его, по правде сказать, не очень интересно.

Всего у «Мёртвых душ», по задумке Гоголя, вроде бы планировалось три тома. Если бы роман, или поэма, как сам Гоголь назвал книгу, была дописана, это было бы совсем другое произведение. Можно только строить предположения, как бы оно выглядело. Исходя из развития сюжета от 1-го тома ко 2-му, вполне вероятно, что речь могла бы идти об окончательном крушении Чичикова и логическом завершение истории его саморазрушения (с весьма вероятным переосмыслением Чичиковым своей жизни и даже какой-нибудь формой деятельного раскаяния). Помимо персональной истории Чичикова, похоже, что Гоголь намеревался создать широкую панораму жизни и характеров России 19-го века. Скорее всего, философско-мировоззренческие концепции Гоголя также получили бы развитие, будь трёхтомник написан. Рассуждать в сослагательном наклонении — дело очень неблагодарное, а посему, не будем об этом говорить более, чем уже сказано. В общем, наверно можно пожалеть, что труд остался незавершённым. Остаются, однако, большие сомнения в том, что знакомство со всеми тремя предполагаемыми томами доставило бы удовольствия больше, чем прочтение одного только первого тома. Я бы даже сказал, немного жаль, что Гоголь не написал фразу «Конец книги» в том месте, где мы сегодня читаем «Конец первого тома».

Читайте только первый том «Мёртвых душ» — лишь он есть реальное произведение русской и мировой классики. Наслаждайтесь юмором, персонажами, и мастерством великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

© 2023

-2
-3

#книги #литература #чтение #books #booksar #reading #гоголь #классика #русскаялитература #мертвыедуши #чичиков #плюшкин #ноздрев #манилов #собакевич #история #культура

Томас Мэлори. Король Артур и рыцари Круглого Стола.
BOOKSAR2 февраля 2023
Чарльз Диккенс. Большие надежды
BOOKSAR6 января 2023
Николай Лосский. История русской философии
BOOKSAR1 октября 2022