Найти в Дзене
Красиво внутри

Интерьерная магия художников-дилетантов

XIX век считается «золотым» периодом жанра интерьера в русском искусстве. Парадные гостиные, будуары и танцевальные залы заказывались к изображению художникам в знак гордости и в память потомкам.

Рассматривая эти изображения невольно задаешься вопросом, а много ли проектов современного дизайна вдохновит своего заказчика взять в руки карандаш и бумагу?

Помимо профессионалов, авторами интерьерных изображений становились «неофициальные» домашние художники, гувернеры, барышни – все, кто был увлечен рисованием. История не сохранила большинства имен, но эти работы берегут теплоту и очарование своих создателей. В этом есть некий феномен: в начале XIX века люди изображали окружающее пространство по велению души.

Неизвестный художник. В комнатах. Урок. Начало XIX в. (из книги Э. Я. Логвинской "Интерьер в русской живописи в первой половине XIX века").
Неизвестный художник. В комнатах. Урок. Начало XIX в. (из книги Э. Я. Логвинской "Интерьер в русской живописи в первой половине XIX века").

Образ дома, изображаемое пространство, здесь выходит на первый план. Атмосфера вдохновения одушевляла интерьер, делая его главным героем изображения.

Что заставляло рисовальщиков изображать внутреннее убранство своего дома? Это не упражнения в «перспективном письме», не изображение домашней сценки с понятным сюжетом.

Художники выбирали такой ракурс, где главным героем становилось само архитектурное пространство. Мастера не остаются бесстрастными, рассматривая интерьер, ни в одном произведении не найти равнодушного взгляда, в каждом чувствуется искренняя любовь повседневному быту, укладу, к жизни.

Неизвестный художник. Интерьер. Первая четверть XIX в. (из книги Э. Я. Логвинской "Интерьер в русской живописи в первой половине XIX века").
Неизвестный художник. Интерьер. Первая четверть XIX в. (из книги Э. Я. Логвинской "Интерьер в русской живописи в первой половине XIX века").

Дом складывается не из обоев, паркета и штор. Останавливая мгновения, неизвестные мастера своими наивными работами выражали любовь к своему быту, жизненным нравственным устоям.

Светлые помещения с симметрично расставленной вдоль стен мебелью, лишенные дворцовой пышности, но обставленные изящно, со вкусом, полны спокойного довольства.

Хозяева комнат, занятые беседой, чтением или шитьем, органично сливаются с окружающим пространством, не акцентируя на себе внимание, а, напротив, поддаются настроению, заданному интерьером. Кажется, этот покой и тихая созерцательность останавливают течение времени.

Магия обжитого пространства связывает предметы и человека незримыми нитями. В пространстве ничего нельзя изменить или поменять местами, все на своих местах и живет только в этой заданной интерьером атмосфере.

Изящная классическая мебель, частично одетая в светлые чехлы, обильная драпировка окон, примечательные детали-аксессуары, герои, занятые привычными неспешными делами.

Художник запечатлел момент, имеющий ценность для него самого – прелестную обыденность. Детали – вот, что делает интерьер особенным. Поэтому не остается без внимания ни композиция настенного декора, ни рама зеркала, ни тонкий поясок потолочного молдинга. И как предметы мебели перед нами предстают стаффажные фигуры домочадцев.

Неизвестный художник. Великосветский салон. 1830 г. (из книги Э. Я. Логвинской "Интерьер в русской живописи в первой половине XIX века").
Неизвестный художник. Великосветский салон. 1830 г. (из книги Э. Я. Логвинской "Интерьер в русской живописи в первой половине XIX века").

Интерьерные изображения «выбирают» определенные эпизоды из жизни: с одной стороны, это запечатлен миг не парадный, не торжественно-особенный, но еще не обыденный, ничем не примечательный момент человеческого существования.

В статье я привожу изображения из единственной в своем роде книги Э. Я. Логвинской "Интерьер в русской живописи в первой половине XIX века" (М., Искусство, 1978 г.).