Найти в Дзене

Как Гродековский музей ломал мои стереотипы

Оглавление

Краевой музей имени Н. И. Гродекова (Гродековский музей) – один из самых интересных, в которых мне приходилось бывать. Но главная его заслуга в том, что он запустил во мне желание исследовать место, в котором я оказалась волею судеб. Думаю, что моя любовь к Хабаровску и Дальнему Востоку началась именно там.

Хабаровский краевой музей имени Николая Ивановича Гродекова (Гродековский музей) был основан в 1894 году Василием Николаевичем Радаковым при Приамурском отделе Императорского Русского географического общества.
В 1902 году музею присвоено имя Приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекова, который вложил в создание и организацию работы музея много сил и личных средств.
В 2000 году Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова стал победителем конкурса "Окно в Россию" и был объявлен "Музеем года" среди провинциальных музеев Российской Федерации.

И да, поскольку Гродековский музей один из моих любимых, то в статье получилось очень много букв. Если что, это было предупреждение 😉

Так сложилось, что до зрелого возраста я была не сильно избалована походами по музеям. Это сейчас школьников куда только не возят, а в наше время такого не было (ну или не было в моей школе). За все детство я побывала в нескольких музеях Одессы, куда мама возила меня почти каждый год на лечение, да в Ленинграде, куда ездила с классом в 12 лет. Я думала, что причина моих восторгов от неопытности, но теперь, побывав не на одном десятке экскурсий, уверена, что гродековский музей впечатлил бы даже искушенного посетителя.

Славные директора Гродековского музея

Жизнь в Хабаровске разрушила не один стереотип моей жизни и самые первые переосмысления начались как раз после посещения краевого музея, когда я познакомилась с биографией человека, чье имя он носит.

Николай Иванович Гродеков (1843-1913) — приамурский генерал-губернатор (1898—1902), туркестанский генерал-губернатор (1906—1908), член Государственного совета, участник Среднеазиатских походов, военный писатель, генерал от инфантерии, почётный гражданин города Хабаровска.
Гродеков Николай Иванович
Источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гродеков,_Николай_Иванович
Гродеков Николай Иванович Источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гродеков,_Николай_Иванович

Я как могла ужимала описание заслуг Николая Ивановича Гродекова, но все равно список получился весьма внушительным:

Н. И. Гродеков был председателем Совета Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества. При нём начали работать первая в крае публичная библиотека (ныне ДВГНБ), естественно-исторический музей (ныне Хабаровский краевой музей его имени), в создание и организацию работы которых он вложил много сил и личных средств.
Н. И. Гродеков содействовал основанию Свято-Троицкого мужского монастыря вблизи железнодорожной станции Шмаковка, ходатайствовал об открытии во Владивостоке духовной семинарии, неоднократно передавал церкви свои личные сбережения.
Генерал-губернатор лично покровительствовал Обществу трезвости, которое родилось в приморском селе Осиновка, помог оборудовать там школу и читальню.
Н. И. Гродеков поддерживал исследовательскую деятельность В.К. Арсеньева, одобрил первый проект по охране рыбных богатств Амура, составленный ихтиологом В. К. Бражниковым, способствовал закладке хабаровского завода "Арсенал".

Да, возможно, заслужить почет и уважение губернаторам той поры было проще, ведь они начинали свое служение практически на пустом месте. Но в памяти не всплыло ни одного имени современников, кто мог бы оставить о себе такую же добрую память. Хотя, возможно, не прошло еще столько времени, чтобы оценить заслуги отдельной личности в масштабе истории.

Но удивления на личности генерал-губернатора не закончились. Настоящий восторг вызвал факт, что одним из директоров музея был Владимир Клавдиевич Арсеньев.

Подполковник В. К. Арсеньев в 1917 году. Источник: https://ru.wikipedia.org//wiki/Арсеньев,_Владимир_Клавдиевич#
Подполковник В. К. Арсеньев в 1917 году. Источник: https://ru.wikipedia.org//wiki/Арсеньев,_Владимир_Клавдиевич#
Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930) ‒ русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока, военный востоковед. Руководитель ряда экспедиций по исследованию горных районов Уссурийского края, которые до Арсеньева являлись "белыми пятнами". Офицер Русской императорской армии. Автор книг "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала", повестей "Сквозь тайгу" и "В горах Сихотэ-Алиня", которые стали популярными в России и за рубежом еще при жизни автора.
Директор Хабаровского краеведческого музея имени Н. И. Гродекова в 1910-1918 и 1924-1926 годах.

О Всеволоде Петровиче Сысоеве я узнала только после посещения зоосада "Приамурский", но в Хабаровском крае он хорошо известен.

Всеволод Петрович Сысоев. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сысоев,_Всеволод_Петрович#
Всеволод Петрович Сысоев. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сысоев,_Всеволод_Петрович#
Всеволод Петрович Сысоев (1911-2011) ‒ дальневосточный российский писатель и общественный деятель, охотовед. Почётный гражданин города Хабаровска. Был директором Хабаровского краеведческого музея с 1960 по 1972 год. При нем музей обрёл вторую жизнь и в 1967 году был удостоен звания "Лучший музей СССР".

Коллекция Гродековского музея

Рассказывать подробно о музейных экспонатах ‒ затея провальная. В первое посещение я смогла обойти только половину всей экспозиции, хотя бродила по залам несколько часов. По-хорошему на такое мероприятие надо закладывать целый день, чтобы не торопясь познакомиться если не со всеми, то хотя бы с большинством экспонатов, которых в музее более пятисот тысяч (500 000!!!) единиц. И первая причина для посещения гродековского музея ‒ уникальная этнографическая коллекция.

Лодки коренных народов Дальнего Востока ‒ нанайские оморочки и удэгейский бат. Фото сделано до ремонта. Сейчас этот зал выглядит очень стильно и современно
Лодки коренных народов Дальнего Востока ‒ нанайские оморочки и удэгейский бат. Фото сделано до ремонта. Сейчас этот зал выглядит очень стильно и современно

До переезда на Дальний Восток о северных народах я знала приблизительно ничего. Да, благодаря природной любознательности в голове болтались какие-то обрывки и фрагменты по теме, но до целостного образа им было далеко. Поэтому легко представить насколько я была ошарашена увиденным.

Знаете, я бы в принудительном порядке водила туда тех, кто презрительно отзывается о северных народах, обвиняет их в умственных недостатках и придумывает про них похабные анекдоты. Глупый человек в таких суровых условиях не выживет. А эти люди не только жили, но и творили шедевры, от которых и сейчас мурашки по телу.

К сожалению, экспозицию, посвященную быту и культуре коренных жителей Дальнего Востока я видела только раз. В следующий мой визит залы были закрыты на реконструкцию, а позже всех накрыли пандемийные ограничения.

Гродековский музей. Узор на женском свадебном халате
Гродековский музей. Узор на женском свадебном халате

В первую очередь я была потрясена женской одеждой, украшенной искусной вышивкой. И ведь так украшали не только праздничные наряды, но и повседневные! Этому девочек учили с раннего детства и невозможно было даже помыслить, чтобы взрослая женщина не умела шить и вышивать.

Позже я видела подобные наряды в музее Сикачи-Аляна и снова поразилась мастерству приамурских вышивальщиц.

К слову, многие предметы быта оказались для меня полной неожиданностью, как например, женский гигиенический набор из серебра (что-то вроде наших маникюрных), изящные украшения, выполненные с большим вкусом, посуда с богатым орнаментом.

Но самый большой восторг вызвал большой ковер из оленьих шкур. Я была во многих музеях страны, но еще ни один экспонат не смог перебить того восхищения, которое вызвала у меня эта работа. И до сих пор при воспоминании о гродековском музее первым в памяти всплывает именно этот рукодельный шедевр. И хоть я теоретически понимаю особенности шитья, все равно стояла тогда возле этого творения разинув рот с единственным вопросом: "Ка-а-ак???!!!

К сожалению, я тогда еще толком не умела снимать в музеях, поэтому половина кадров получились откровенно бестолковыми, а остальное я просто не сняла. Но я рада и этому, потому что неизвестно, смогу ли я когда-нибудь еще там побывать.

Гродековский музей
Гродековский музей

Я могу долго рассказывать о том, что еще меня восхитило в этом музее. Это и аквариумы с живыми рыбами и красноухими черепахами, и залы посвященные местной флоре и фауне, в том числе ископаемой, и гигантские самородки, найденные в Приамурье, и интерьеры жилищ, и лунная порода ‒ всего и не перечислить.

Мальчишки зависали над стендами с оружием, где были представлены не только образцы времен Русско-японской и Второй мировой войны, но и уникальные экспонаты, датированные 18 веком. А мы с дочерью больше любовались предметами мебели, одеждой, картинами, резными скульптурами и прочими красивостями.

А еще мы случайно попали на последний (!) день работы выставки "Сотканная история", где были представлены уникальные ковры и панно. Большинство из них подарки первым лицам государства от жен политработников, командиров и просто общественниц. Такая своеобразная иконопись на тему вождей коммунизЬма...

Но независимо от идеологической составляющей увиденное ошарашило. Это что-то не поддающееся моему осознанию: огромные полотна, вытканные на станках, набитые вручную, сшитые в технике аппликации, вышитые гладью. Ковер. 2х2 метра. Гладью!!!

А еще в Гродековском музее очень душевные смотрительницы. Почти каждая из них спрашивала были ли мы там-то и там-то, а после подсказывали на что обратить внимание. Я думала, что они так реагируют из-за детей, которые сыпали вопросами направо и налево. Но нет, когда я приходила одна, они тоже были весьма заботливы. Именно благодаря их чуткости, я не пропустила огромную панораму "Волочаевская битва", которая заставила меня после заново перечитывать историю гражданской войны.

Панорама "Волочаевская битва" была создана художниками Анатолием Андреевичем Горпенко и Сергеем Дмитриевичем Агаповым в 1975 г..
Увы, фото осталось только такое с телефона. Не помню почему я её так и не пересняла по-человечески
Увы, фото осталось только такое с телефона. Не помню почему я её так и не пересняла по-человечески

А беседа с одной из смотрительниц возле картины "Айгунский трактат" вызвала интерес к Айгунскому договору, о котором я, к своему стыду, до той поры даже не слышала. Впрочем, как и о личности графа Муравьева-Амурского. Но это уже другая история.

Уличная экспозиция Гродековского музея

Если вы дочитали до этого места, то уже поняли, что рассказывать об этом музее можно очень долго. Но заканчивая свое повествование, все же не могу упомянуть еще о нескольких экспонатах, которые добавляют Гродековскому музею изюминки. Речь об уличной экспозиции, где представлены не менее удивительные артефакты: знаменитая каменная черепаха, старинные пушки, скелет финвала, парковые скульптуры советской эпохи, сад камней, трактор времен первой пятилетки.

Кстати, пушки на подступах к музею в свое время спасли меня от "переездной" депрессии. На них были клейма из разных городов Урала, в том числе и из Екатеринбурга. Очень я люблю такие послания, после которых понимаешь, что все в этом мире взаимосвязано и нет повода для тоски. Кстати, когда подобная депрессия накрыла меня после возвращения с ДВ, то уже екатеринбургский музей послал мне привет из Хабаровска, напомнив про Амурский мост.

На этом мой рассказ о Гродековском музее закончен. Надеюсь, что вам было интересно прогуляться со мной.

Почитать еще: