Найти в Дзене

Цифра и аналог в современной музыке

В последние годы с появлением новой волны интереса у аналоговых форматов музыки появился новый шанс, но все не так просто и однозначно, как кажется.

В 70-х годах вся музыкальная индустрия была полностью аналоговой - от записи в студии до производства пластинок. В 80-х ситуация начала меняться и альбомы стали записываться уже в цифровых форматах, правда, микшировались они все еще в аналоге, а мастера хранились на пленках, некоторые из них не выдержали проверки временем, например, американские Ampex сейчас уже пользуются не лучшей репутацией.

-2

Один из ранних примеров цифровой записи - всем известный Brothers in Arms англичан Dire Straits, записанный на пленку в цифре со абсолютно стандартными параметрами (44.1 кГц \ 16 бит).

В 90-х процесс дигитализации ускорился, и все больше и больше записей было полностью цифровыми, что с развитием техники было и проще, и удобнее, да и дешевле.

В нулевых, когда снова вспомнили про винил и аналог, ситуацию уже было не поменять. Крупнейшие заводы, выпускавшие пластинки, перешли на цифровые процессы. И если кто-то хотел выпустить свою пластинку, то мастера для нее требовались в цифре, а не аналоговые.

Конечно же, остались заводы, которые и напечатают винил с аналогового исходника, например, Third Man Pressing, принадлежащий Джеку Уайту (бывшему музыканту The White Stripes и большому фанату винила), без проблем произведет тираж со студийной пленки. Но нужно ли это будет лейблу, у которого все мастера уже давно оцифрованы, а выделять новые бюджеты на оцифровку у звукозаписывающей компании желания нет. Тут все пойдет по пути простоты и отсутствия лишних расходов, но может и не помешать приклеить наклейку с надписью "from original master tapes".

С тех пор ситуация сильно не поменялась - подавляющее большинство пластинок сейчас производится из цифровых исходников, то есть слушаем мы ни цифру, ни аналог, а некий гибрид, когда цифровые записи воспроизводятся аналоговым способом. Ничего плохого в этом нет, только нужно понимать, что условный альбом Битлов выпущенный в 2010-х может выглядеть точно также как и винил 60-х, но звучание может быть иным.

Оборудование фабрики Third Man Pressing, принадлежащей Джеку Уайту
Оборудование фабрики Third Man Pressing, принадлежащей Джеку Уайту

Главными в современной ситуации будут уже не оригинальные форматы записи (некоторые оригиналы мастеров уже утеряны или находятся в ужасном состоянии), а мастеринг и аппаратура, которые и дадут пластинкам раскрыться.

Как современный мастеринг изменил звучание знакомой музыки

Открываем и слушаем бокс The Complete 1969 Recordings группы King Crimson