Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Имела ли Анна моральное право танцевать с Вронским мазурку?

Прочитала, наконец, статью Воронцовой-Юрьевой «Не божья тварь». Что сказать? По мне, автор слишком демонизирует Анну. Но на многие аргументы возразить нечего. Воронцова-Юрьева считает, что Анна заранее решила отбить у Кити Вронского. Расположила Кити к себе, вызнала её мечты и надежды. И нанесла удар на балу. Кадр из фильма «Анна Каренина», СССР, 1967 год. Анна и Вронский танцуют (не мазурку). Анна говорит, что для неё уже нет таких балов, на которых весело. Простите, но зачем тогда выряжаться? Можно было и вообще не ехать на бал. Анна же заметила, что Вронский подпал под её чары. И уже было ясно, что не очень-то он влюблён в Кити. Не женится, скорее всего… В такой ситуации разумно было пропустить бал, чтоб не быть ни в чём виноватой перед Кити. Но Анна не просто едет. Она ещё и оделась максимально к лицу. Будто задалась целью затмить Кити в её банальном розовом платьице. Кадр из фильма «Анна Каренина» 2009 год. Радостная Кити появляется на бале. Я писала, что в то время все причуды

Прочитала, наконец, статью Воронцовой-Юрьевой «Не божья тварь».

Что сказать? По мне, автор слишком демонизирует Анну. Но на многие аргументы возразить нечего.

Воронцова-Юрьева считает, что Анна заранее решила отбить у Кити Вронского. Расположила Кити к себе, вызнала её мечты и надежды. И нанесла удар на балу.

Кадр из фильма «Анна Каренина», СССР, 1967 год. Анна и Вронский танцуют (не мазурку).
Кадр из фильма «Анна Каренина», СССР, 1967 год. Анна и Вронский танцуют (не мазурку).

Анна говорит, что для неё уже нет таких балов, на которых весело.

Простите, но зачем тогда выряжаться?

Можно было и вообще не ехать на бал. Анна же заметила, что Вронский подпал под её чары. И уже было ясно, что не очень-то он влюблён в Кити. Не женится, скорее всего…

В такой ситуации разумно было пропустить бал, чтоб не быть ни в чём виноватой перед Кити. Но Анна не просто едет.

Она ещё и оделась максимально к лицу. Будто задалась целью затмить Кити в её банальном розовом платьице.

Кадр из фильма «Анна Каренина» 2009 год. Радостная Кити появляется на бале.
Кадр из фильма «Анна Каренина» 2009 год. Радостная Кити появляется на бале.

Я писала, что в то время все причуды моды были для замужних дам, а не барышень. Замужние могли надевать платья любых оттенков, носить глубокие декольте…

Анна выбирает платье, подходящее только для замужней. Чёрное, с низким декольте. Минимум украшений, чтоб не закрывали красоту тела…

Кадр из фильма «Анна Каренина», 1948 год. Анна и Кити – белый и чёрный лебеди.
Кадр из фильма «Анна Каренина», 1948 год. Анна и Кити – белый и чёрный лебеди.

Поведение Анны на бале.

Из статьи Воронцовой-Юрьевой:

«Вронский… кланяется Анне, но она… как бы не замечает этого и быстро уходит танцевать с другим. Но Кити мгновенно чувствует, «что Анна УМЫШЛЕННО не ответила на поклон Вронского».
И вот Анна танцует с другим,
они же стоят и смотрят на нее»…

Анна убегает от Вронского (привет инстинкту охотника!), но потом принимает его приглашение на кадриль.

Вероятно, это кадриль-лансье. И Кити видит вот что:

«Но, танцуя последнюю кадриль с одним из скучных юношей… ей случилось быть vis-à-vis с Вронским и Анной… Она увидала в ней столь знакомую ей самой черту возбуждения от успеха. Она видела, что Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения»…

Ладно. Допустим, что Анна излишне увлеклась. Но…

Вероятно, так стояли пары в начале кадрили. Картинка первой половины 1870-х.
Вероятно, так стояли пары в начале кадрили. Картинка первой половины 1870-х.

Мазурка.

Это был главный танец бала. И Анна должна была отказать Вронскому, чтобы не расстраивать Кити.

Ведь понятно, что Кити ждёт приглашения на мазурку от Вронского.

И Анна это знает. Кити рассказала ей, что Вронский на каждом балу приглашает её на мазурку. Вот этот вопрос доказывает, что Анна знает:

«Разве вы не танцуете с княжной Щербацкой?»

Но зачем Анна вообще задаёт такой вопрос Вронскому? С ним уже всё ясно. Он забылся! Ведёт себя по отношению к Кити жестоко: прямо на её глазах оказывает внимание другой. Ему надо просто отказать!

Или Воронцова-Юрьева права? Не знаю, что возразить на такое:

«Анне оказалось мало того факта, что он ее пригласил, ей потребовалось еще и непременное СЛОВЕСНОЕ подтверждение Вронского ее превосходства над Кити – что он помнит о Кити, но что он сознательно променял ее на великолепную Анну»…

Кадр из фильма «Анна Каренина», 1948 год. Анна – Вивьен Ли.
Кадр из фильма «Анна Каренина», 1948 год. Анна – Вивьен Ли.

Во время мазурки Анна ещё и подходит к Кити.

Это отдаёт то ли глупостью, то ли наглостью, то ли злонравием.

«Анна, прищурившись, смотрела на нее и улыбнулась, пожав ей руку. Но, заметив, что лицо Кити только выражением отчаяния и удивления ответило на ее улыбку, она отвернулась от нее и весело заговорила с другою дамой.

«Да, что-то ужасное, бесовское и прелестное есть в ней», – сказала себе Кити»…

А. Н. Самохвалов. Кити и Анна на балу.
А. Н. Самохвалов. Кити и Анна на балу.

Потом Анна оправдывается перед Долли. Кроткий взгляд, слёзки на глазах (пожалейте меня, я не виновата)… И краска удовольствия на лице от слов Долли, что Вронский влюбился в неё в один день.

А Долли вдруг подмечает, что Анна говорит похоже на Стиву… Неспроста Толстой это ввернул.

Несколько слов в защиту «нехорошего» Вронского.

Кадр из фильма «Анна Каренина», 1997 год.
Кадр из фильма «Анна Каренина», 1997 год.

Левин прогоняет Васеньку Весловского. Почему это – «тревожный звоночек» для Кити?

Можно ли назвать поведение Онегина благородным по отношению к Татьяне?

#кино#литература#женщины#искусство#психология